Этот город я люблю. Родился в нем. Почти все время прожил. Здесь почти все мои родные и друзья.
Но все же город – это не только люди, которых знаешь и любишь. Город, прежде всего, здания и сооружения. Недаром слово «город» произошло от слов «городить» и «огораживать». Это место, где люди живут и работают, где проходит их жизнь.
И от того, как город построен, зависит, как удобно и комфортно люди в нем живут. А это не только соблюдение таких формализованных правил, как градостроительные нормы. Это еще (а может, прежде всего) нечто сверхъестественное, что делает жизнь подавляющего большинства горожан (к сожалению, на всех не угодишь) удобной и комфортной, создает у них гордость за свой город или (а бывает, к сожалению, и такое), наоборот, антипатию к нему.
Почему я говорю о сверхъестественном? Да потому, что не всегда даже великие архитекторы угадывали, что из создаваемого ими сделает их великими. Например, насколько помню, Эйфелеву башню в Париже строили на время, и очень многим казалось, что она чудовищно уродует столицу Франции. А сейчас именно она стала символом Парижа. А кто помнил бы ее создателя, если бы башню не назвали его именем?
Скажете, то всемирно известный Париж, а то наш Красноярск! Напрасно вы так думаете. У нас тоже происходили явления, малообъяснимые нормальной логикой.
Не верите? Пожалуйста, вот только один пример. Кто бы мог подумать, что еще в советские времена (когда почти все религиозное отвергалось властью) одним из символов города стала скромная часовня на Караульной горе. Что, в Красноярске не было более грандиозных сооружений царской или советской эпохи? Но народ выбрал, а потом власти признали эту скромную часовню. А построенный, например, в древнеегипетском стиле краеведческий музей не стал таким символом. Чем хуже этот музей и десятки других зданий и сооружений?
Как, пушка, стреляющая в полдень на Караульной горе, и башня с часами возле Коммунального моста, так и многочисленные построенные в последние годы фонтаны имеют шанс стать когда-либо символом города, а не просто украшать его. Пути Господни неисповедимы.
Сложное это чувство – гордость за свой город. Оно у каждого свое. В молодости больше нравятся перемены.
Помню, как сам в молодости сказал своему живущему в Москве дяде, что больше всего мне понравился Калининский проспект столицы, эта советская витрина тогдашней архитектуры. И как я тогда удивился, что ему по душе старая царская Москва, а не тот парадный новодел.
А теперь сам, посещая различные уголки нашего большого города, все чаще замечаю, как нравится вспоминать свои кусочки жизни, связанные с теми или иными зданиями и сооружениями Красноярска. Новое и незнакомое по прошлой жизни волнует гораздо меньше и не так интересно.
У каждого из нас свой Красноярск, свои памятные места. И слава богу, что внешне он становится красивее. Но не менее важно, чтобы он оставался неизменным, помогая нам помнить нашу жизнь в этом городе.
С днем рождения, Красноярск!