Прошел День знаний, отзвенели первые звонки, вручены букеты учителям, и школьная жизнь пошла своим чередом. В этом году в Красноярском крае за парты сели 284 300 учеников, из них 32 300 – первоклассники. В каких школах нашим детям предстоит получать знания? Насколько безопасная и комфортная среда будет окружать их на пути к знаниям?
Сегодня сеть муниципальных образовательных учреждений Красноярского края включает немногим более тысячи школ. Значительная их часть построена в 70-80 годах прошлого века, есть, разумеется, школы-ветераны, возраст которых гораздо солиднее. Их безопасность – пожарная, санитарно-гигиеническая и, разумеется, безопасность самих конструкций школьных зданий – актуальная тема.
Новые вместо аварийных
В этом году краевой бюджет выделил более 1 млрд. рублей на подготовку к новому учебному году, в общей же сложности затраты на эти цели составили по школам края 2 млрд. рублей. Сумма, спора нет, немалая, однако реальные потребности намного превышают ее.
Наиболее проблемными являются старые деревянные здания школ – таких в селах района хватает, и среди них много аварийных.
Михаил Сашко, заместитель директора ОАО «Научно-технический прогресс» – многопрофильной организации, основное направление деятельности которой контроль качества строительных работ и диагностика состояния зданий и сооружений, объясняет:
– При обследовании школ в районах Красноярского края иногда просто сердце кровью обливается – во многих не хватает элементарных удобств. Наибольшую опасность представляют деревянные здания с точки зрения возгорания. По панельным школам особых вопросов не возникает. В основном недостатки связаны с устройством вентиляционных систем – при установке пластиковых герметичных окон, что сейчас общая тенденция – существующей вентиляции становится недостаточно. Кирпичные школы – многие – рушатся, особенно те, что были построены на просадочных слабопрочных грунтах с ленточным, а не свайным фундаментом. В целом многие школы, которые были построены 30-35 лет, назад нуждаются в комплексном капитальном ремонте от фундамента до крыши. Но это, как вы понимаете, затратно для бюджета.
– В 2011 году капитальные ремонты были проведены в 46 школах, устранена аварийность пяти. Началось строительство трех новых школ взамен аварийных в Ирбейском, Нижнеингашском и Большемуртинском районах, – отмечает заместитель министра образования и науки края Наталья Анохина. – На стадии разработки проектной документации еще четыре, которые будут построены вместо признанных аварийными в Абанском, Курагинском, Рыбинском и Канском районах края.
За 30 лет изменились не только требования к проектировщикам, к выбору строительных материалов. В 70-80-х годах мало кто в нашей стране размышлял об энергосберегающих технологиях. Но при сегодняшнем стремительном росте энерготарифов думать об этом всерьез уже приходится. В рамках краевой целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Красноярском крае на 2010-2012 годы» в качестве пилотных были заявлены несколько площадок, где применялись новые технологии по сбережению ресурсов. В их числе школа № 63.
По словам директора школы Натальи Семенайт, чтобы снизить потери тепла, электроэнергии и воды, в школе установлены стеклопакеты, заполненные аргоном со специальным топ-покрытием стекол, металлические двери с утеплением по внешнему контуру здания, произведен ремонт межпанельных швов. Старые светильники с лампами накаливания заменили на осветительные приборы с электронными пускорегулирующими аппаратами и люминесцентными лампами. Кроме того, смонтированы узлы коммерческого учета тепловой энергии, настроена система отопления.
После того как все работы были выполнены, проведено еще одно обследование с помощью тепловизора, которое показало, что потери электроэнергии уменьшились на 50%, а потребление тепловой энергии снизилось на 30%. Окупаемость проекта – 9 лет. Разумеется, энергоаудит школы и все мероприятия по его итогам были возможны только в рамках целевой программы. Массово во всех школах Красноярского края провести такие обследования будет стоить весьма и весьма дорого. Это перспектива не трех ближайших лет точно.
Стандарты, которым должны соответствовать школьные здания, постоянно меняются. Надо заметить, что система эта в силу больших различий в состоянии школьных зданий (одни построены давно по проектам, разработанным полсотни, а то и более лет назад, другие новее, третьи – только строятся) дифференцирована. В частности, с 1 сентября 2011 года вступает в действие СанПиН, где для школ, построенных по старым проектам, есть преференции. Например, рекомендательный характер носит наличие душевых при спортзалах, и число туалетов может остаться таким же, как было изначально предусмотрено проектом. Это, разумеется, вынужденная мера. Понятно, что хорошие, новые школы нужны всем, но строительство их – весьма затратное мероприятие.
Будущее, которое строится сегодня
По принятой программе «Дети Красноярска: стратегическое направление до 2020 года» предусматривается строительство в краевом центре 12 школ на 8 тыс. учащихся.
В этом году с началом учебного года открыли двери две новые школы: на 850 учащихся в Сухобузимском районе и на тысячу в Красноярске. Побывавший 1 сентября на открытии этих школ губернатор Лев Кузнецов подчеркнул:
– Наша задача — строительство школ не отдельно для села, а по единому стандарту, в какой бы точке Красноярского края школа ни строилась. И это очень важно, потому что мы говорим, что все жители имеют право на весь комплекс услуг, который есть в столице края. По всем информационным ресурсам, инфраструктуре, занятиям спортом, классам, обеспечению материально-технической базы школы будут одинаковыми. По материально-техническому обеспечению школы в Сухобузимском и Красноярске сопоставимы.
Проектирование школы № 151 выполнило муниципальное предприятие «КрасноярскГорпроект». О том, какие особенности учитывались при этом, рассказывает руководитель организации Владимир Денисенко:
– Школы сегодня – дорогое удовольствие. Стоимость обустройства одного места учащегося только за последние два года увеличилась в три раза. Возросли и требования. Они отличаются от тех, по которым строились школы в 80-х, как небо и земля. Проектируя каждую новую школу, мы устраняем ошибки, допущенные при работе над предшествующим проектом. Сегодня нет типовых проектов – каждая новая школа строится с учетом особенностей, которые задает ее местоположение, состав учащихся, направления образовательных программ и так далее.
Нормы, которым должны соответствовать инженерные коммуникации, состояние пожарной безопасности, – все становится жестче и направлено на то, чтобы сделать пространство школы более комфортным и безопасным для детей. Раньше на одного ребенка приходилось 2 кв. метра площади, сейчас – 3,5. Прежде один класс мог вмещать до 40 учащихся, сегодня – не более 25. Чтобы построить школу, понадобилась площадь, на которой по прежним нормам могло разместиться общеобразовательное учебное заведение старого образца на 1176 мест и детский сад в придачу. Пространство организовано по принципу разделения потоков. У учащихся младших классов свой вход, свой гардероб, фактически они никак не пересекаются со старшими классами, даже в столовой. Система видеонаблюдения позволяет полностью контролировать школу по периметру и внутри, все выведено на монитор. Состояние всех коммуникаций также отслеживается с компьютера. Когда проектировали эту школу, изучали опыт коллег из Москвы, Томска. Томичи вот школу на 300 мест проектировали. А мы – на тысячу.
Строительство объекта «Школа № 151» осуществляла фирма «Культбытстрой». По словам генерального директора предприятия Геннадия Семенякова, таких школ за Уралом сегодня единицы:
– Это уникальный объект, очень сложный. Общий объем вложенных средств составил 800 млн. рублей. Два спортзала, четыре площадки для игр на свежем воздухе, для каждой возрастной группы своя. Актовый зал на 600 мест и так далее. Особое внимание уделено организации системы противопожарной безопасности. Школа поделена на блоки, которые в случае пожара позволяют отсекать место возгорания от остальных помещений, не давая огню распространяться по зданию. Специально из Москвы фирма «Культбытстрой» привезла сертифицированные противопожарные перегородки, которые и были установлены в здании школы. Предусмотрена приточно-вытяжная вентиляция. В школе установлены стеклопакеты с деревянными рамами и современные отопительные приборы. Отделочные материалы были выбраны экологически безопасные и исключающие травмирование. Например, вместо обыкновенного деревянного пола в спортивных залах мы использовали специальное полимерное покрытие, привезенное из Франции. В коридорах уложен керамический гранит. Словом, школ, с таким уровнем инфраструктуры, как 151-я, которую мы сдали в эксплуатацию к началу нового учебного года, в России пока немного. Это школа будущего. Готовы строить такие в дальнейшим. У нас есть для этого все – оборотные средства, работоспособный коллектив, огромный опыт, ведь мы возводим школы, детские сады и другие объекты социальной сферы в крае в течение многих десятков лет. Здесь ведь что важно, застройщик в случае задержки финансирования из бюджета должен иметь достаточный запас собственных оборотных средств и доверие банков для получения кредита – а это вопрос репутации. У нас она на высоте. Что, на мой взгляд, создает затруднения, так это принятая у нас система разделения общего объема работ на отдельные части, каждая из которых выставляется на конкурс. Было бы значительно удобнее планировать и осуществлять работы, если бы весь комплекс работ распределялся сразу. Выиграл тендер и спокойно работаешь, люди имеют перспективу занятости на определенный срок. Тем более что российское законодательство такой порядок не исключает. То, что у нас это не так, – решение местных властей.
Михаил САШКО, заместитель директора ОАО «Научно-технический прогресс»:
– При обследовании школ в районах Красноярского края иногда просто сердце кровью обливается – во многих не хватает элементарных удобств.
Геннадий СЕМЕНЯКОВ, генеральный директор ЗАО «Фирма» «Культбытстрой»:
– Школ с таким уровнем инфраструктуры, как 151-я, которую мы сдали в эксплуатацию накануне нового учебного года, в России пока немного. Это школа будущего.
Владимир ДЕНИСЕНКО, директор муниципального предприятия «КрасноярскГорпроект»:
– Школы сегодня – дорогое удовольствие. Стоимость обустройства одного места учащегося только за последние два года увеличилась в три