На Театральной площади построят новый гостиничный комплекс
Расширенный градостроительный совет Красноярска рекомендовал к реализации очередной – третий по счету – вариант проекта пятизвездочного отеля. Восьмиэтажное здание гостиницы будет возводиться с южной стороны от театра оперы и балета.
Отель в «раскрытых ладонях»
Сразу надо заметить, что восторга очередная итерация эскизного проекта не вызвала ни у кого из присутствующих. Мнения разделились. В основном о проекте высказывались сдержанно: «Ненавязчивый, спокойный стиль, тактично вписывающийся в архитектурный ансамбль площади» (Борис Шаталов); «Это здание не претендует на исключительность, но так и должно быть, ведь главное в Красноярске – могучая природа, ее ничем не переплюнешь. А в целом здание завершает основную идею площади, которая задумывалась, как раскрытые ладони» (Арэг Демирханов); «Хорошо, что добавили стекла – пошел блик. Кроме того, она (гостиница) закрывает не самое удачное жилое здание» (Юрий Суздалев).
Звучали и категорично-отрицательные оценки: «Вялый силуэт и невыразительный объем – это здание не украсит город» (Евгений Зыков); «Градостроительная ошибка» (Ольга Смирнова). Архитектор Ольга Смирнова, аргументируя свое выступление, высказала мысль, что, планируя возводить пятизвездочный отель на этом месте, город отказывается от перспектив развития оперного театра (планы дополнить его новыми сооружениями действительно обсуждались).
И все же, вопреки сомнениям, открытым голосованием проект гостиничного комплекса получил путевку в жизнь.
Основной мотив принятого решения, по-видимому, продиктован все же не столько достоинствами представленного эскиза гостиницы, сколько тем, что, затягивая процесс допроектирования и перепроектирования, можно увязнуть в спорах и вовсе ничего не построить. А пятизвездочный отель миллионному городу нужен (в этом или другом месте). И не только для статуса.
На совете приводили в качестве примера печальный опыт администрации СФУ, пригласившей на Красноярский экономический форум профессоров из Сорбонны. Мэтры, узнав, что их собираются поселить в трехзвездочной гостинице, почувствовали себя оскорбленными и в Сибирь ехать решительно отказались.
История, конечно, близка к стилистике анекдота. Тем не менее маркетинговые исследования подтверждают, что отель такого уровня комфортабельности будет востребован. К слову, это не единственная гостиница такого класса, которую собираются построить в Красноярске. В конце 2013 года компания «Крепость-отель» планирует открыть пятизвездочную гостиницу под брендом Marriott. Предполагается, что это будет 14-этажное здание в районе Октябрьского моста.
Паркинг в комплексе
Работа над проектом гостиничного комплекса на Театральной площади, заказчиком которого выступила красноярская компания «Сибагропромстрой», длится уже более двух лет. Ее выполняет фирма «АукеттФицройВосток» – московский филиал международного бюро архитекторов. По проектам этого бюро построены в том числе гостиница «Коринтия Невский Палас» в Санкт-Петербурге, «Конрад Хилтон» в Алматы, несколько пятизвездочных отелей в Златоглавой.
Два года – немалый срок, за который было сломано много копий. В процессе эволюции проекта его разработчикам пришлось потрудиться, принимая во внимание замечания, высказанные на предыдущих заседаниях совета. Одним из заявленных требований было уравнение здания с театром оперы и балета. Уравняли. Можно даже сказать, утрамбовали, существенно уменьшив высоту будущей гостиницы. Стоило ли? Теперь она даже пресловутый «не самый удачный жилой дом» не перекрывает по высоте.
По оценкам многих участников открытого градостроительного совета, объема гостинице не хватает. Что ж, таков результат компромисса и пластичного обтекания острых углов, которых в планировке Театральной площади всегда хватало. В большей степени этот проект удовлетворяет требования оператора будущей гостиницы.
Итак, дебаты завершились, эмоции в сторону. В сухом остатке красноярцы и гости города получат гостиницу на 200 номеров с конгресс-центром в цоколе, двумя ресторанами, SPA-зоной, бассейном и подземной парковкой. В центре здания – атриум на всю высоту, стеклянные панорамные лифты. Общий объем инвестиций составит 1,6 млрд. рублей.
На первом этаже расположатся торговые площади, причем магазины будут доступны не только гостям отеля. Здание будет облицовано полированным камнем, что в сочетании с остекленными элементами фасада создаст эффект отражения окружающей архитектурной среды и ландшафта. Здание мягко вписано в естественный склон, и постояльцы отеля смогут любоваться видом на Енисей. Это плюсы.
Минус, если не принимать во внимание профессиональные споры архитекторов о стилистике и пластике, простому горожанину видится один, зато весьма болезненный – транспортная инфраструктура. Предусмотренные 97 парковочных мест едва покроют потребности парка автомобилей самой гостиницы и нужды ее постояльцев. А обслуживающий персонал? А красноярцы?
Театральная площадь – одно из любимых мест отдыха в городе, и проблема паркинга здесь стоит весьма остро. Авторский коллектив проектировщиков предложил вполне европейское решение этой проблемы: превратить в многоуровневый подземный парковочный комплекс недостроенное здание торгового центра возле Коммунального моста. А сверху, как это делают, например, лондонцы, разбить симпатичный сквер. Решение остроумное, однако у вице-мэра Красноярска Виталия Боброва оно оптимизма не вызвало.
– Сейчас идут судебные процессы по этой площадке, в которых участвуют департамент градостроительства и департамент муниципального имущества и земельных отношений. Объект будет снесен. А дальше будет видно, как использовать этот участок, – подчеркнул вице-мэр.
Вопрос, быть или не быть в городе тому или иному зданию, решать, без сомнения, высокому ареопагу градостроителей. Но есть ли в данном случае у них четкий ответ на вопрос: что это даст жителям города? Не гостиничному бизнесу, не туроператорам, а просто горожанам. Полярность мнений, продемонстрированных на градостроительном совете, свидетельствует, что скорее нет, чем да. Нет ясности по вопросу парковок, есть и другие спорные моменты, которые теперь автоматически переносятся на стадию рабочего проектирования.
На конкурсной основе?
У многих возникает вопрос: почему проектирование выполняли москвичи, ведь на берегах Енисея есть архитекторы, которым можно было бы поручить эту задачу? Проектировщика в итоге выбирали на закрытом конкурсе, к участию в котором допускались далеко не все желающие. А ведь чем шире конкурс, тем выше конкуренция, больше интересных предложений.
Как заявил председатель правления Красноярской региональной общественной организации «Союз архитекторов России» Борис Шаталов, разработан архиважный документ о порядке проведения архитектурных конкурсов. Его предстоит обсудить, внести возможные поправки и принять. Быть может, тогда этот механизм станет работать эффективно и прозрачно?
Быть может, тогда этот механизм станет работать эффективно и прозрачно.