Именно ею является искусственно раздуваемый скандал вокруг завода ферросплавов, который строить у нас в любом случае не будут. И дело не в экологии.
Кстати, о ней
Отметим, что само по себе отнесение сырьевых компонентов для производства ферросплавов к токсичным для жизни веществам выдает либо крайнюю некомпетентность, либо такую же степень ангажированности выступающих.
Марганец – не ртуть, бензапирен или плутоний. Это второй после железа по распространенности тяжелый металл на Земле, который по степени биоопасности находится в одной группе с алюминием, медью, хромом, никелем, тем же самым железом и – внимание! – этиловым спиртом (главной составляющей нашего национального напитка – водки). С разрушительным воздействием водки на здоровье россиян, конечно, спорить трудно. Но здесь проблема только в дозировке. Если применяемый в медицинских целях раствор марганцовокислого калия – всем известную марганцовку потреблять внутрь в промышленных масштабах, тут тоже долго не протянешь.
Конечно, пыль марганца относится к более высокому классу опасности, тому самому, где свинец и серебро. Но тогда давайте будем последовательными! Потребуем отказа от ювелирных украшений – колец, сережек, цепочек и серебряной посуды. А то одно условно токсичное вещество производить, носить на себе и даже пить из него можно, а на другое, ровно столь же опасное, введены непонятные запреты. А если говорить серьезно, то, бесспорно, любая пыль неприятна. Но ее наличие и степень концентрации в воздухе зависят исключительно от качества очистных сооружений.
Практика показывает, что ферросплавные заводы являются достаточно чистыми производствами. Как и любая современная черная металлургия, чем они отличаются в хорошую сторону от металлургии цветной – того же КрАЗа и «Норникеля»? Так, подобное предприятие находится в Кингисеппе (городе-спутнике Санкт-Петербурга). Кто-нибудь слышал о неблагополучной экологической обстановке в этом городе, выступлениях граждан, массовых протестах обитателей близлежащего мегаполиса и так далее? Специально искал – не нашел.
Есть и другие примеры. Большая часть мощностей International Ferro Metals – одного из крупнейших производителей ферросплавов в мире – расположена в Австралии. В Западной Виргинии, густонаселенном штате США, работают фабрики фирмы Felman. В Словакии, стране с европейскими требованиями к экологии, выпускает продукцию OFZ – крупнейший в Центральной Европе производитель ферросплавов. А от заводов в македонской Скопски Легуры до курортов Адриатического и Эгейского морей расстояние меньше, чем от Красноярска до Ачинска.
А вот в Японии таких фабрик практически нет. Но только потому, что самым важным фактором для размещения этих производств является наличие местных источников сырья, 85% которого находится на территории шести стран – Украины (22%), ЮАР, Бразилии, Австралии, Индии и КНР, где и расположены основные мощности по выпуску ферросплавов.
И последний штришок. На прошлой неделе в Железногорске прошли общественные слушания, на которых практически единогласно были одобрены планы по производству в этом городе урано-плутониевого топлива. А это высший из всех возможных классов опасности. Достаточно вспомнить Фукусиму.
И что? Разве хоть один депутат или телеканал выступил против?
Причина понятна. Там реальный бизнес, осуждать который людям, близким к власти, опасно. Большие деньги, серьезные интересы солидных структур. В отличие от «мыльного пузыря» с енисейскими ферросплавами. Проект, видимо, изначально был «мертворожденным» ребенком, забытым на долгие годы и реанимированным к выборам ровно для того, чтобы на этой теме повысить рейтинг действующей власти, провалившей в нашем крае практически все, что можно было провалить.
Про экономику
Для начала напомним, что основными потребителями ферросплавов являются строительство и машиностроение – отрасли, напрямую зависящие от общего состояния народного хозяйства. Это не биржевой товар, ценовая конъюнктура на него определяется фундаментальными соотношениями спроса и предложения, а не спекулятивными и психологическими факторами. А. Корзун из ЗАО «Единые Ферросплавные Системы» отмечает:
– Ферросплавы – это металлургическое сырье, что накладывает свой отпечаток. Продукция неэластична по спросу, то есть потребитель в определенные моменты готов платить любые деньги, лишь бы печь не встала.
Но когда металлургические печки по причине отсутствия спроса гасятся, сырье для них продать практически невозможно. К примеру, в 2008 году, по оценке Д. Пашкова, генерального директора компании ПромАп, падение потребления крупнотоннажных ферросплавов в России составило: марганцевых – до 20%, кремниевых – до 15%. А что касается производства, то его снижение от номинального уровня на разных отечественных предприятиях колебалось от 30 до 50%.
Превышение темпов падения производства по сравнению с падением потребления объясняется переходом металлургических заводов на импорт, привлекательный по цене за счет более высокого качества исходного сырья, выигрыша по климатическим расходам (не надо тратиться на отопление цехов в зимнее время), дешевой рабочей силы и меньших природоохранных затрат. Так, в начале 2009 года отечественный рынок был дестабилизирован из-за поступления крупной партии (11 тыс. тонн) марганцевых ферросплавов производства южноафриканского завода Transalloys, принадлежащего российской группе «Ренова». Этот объем сопоставим с месячной потребностью всех российских заводов и распродавался по демпинговой стоимости. Подобные поставки продолжались вплоть до частичного восстановления цен на мировом рынке в 2010 г.
Соответственно, вложения в отечественное производство ферросплавов оправданы в период роста экономики и бессмыслены при входе в рецессию. Текущую же ситуацию наиболее точно характеризуют заголовки статей специализированных изданий. Вот только некоторые из них: «Рынок металлургии и ферросплавов в период кризиса», «Китайский выпуск ферросплавов падает», «Черная металлургия: второе полугодие не внушает оптимизма», «Кризис вынуждает закрыть завод ферросплавов», «Мировой рынок ферросплавов: глубокий кризис».
Если обратиться к цифрам, то после небольшого оживления в прошлом году в этом падает как спрос, так и цены. Так, стоимость силикомарганца с ноября 2010-го постоянно снижается и уже упала на четверть. С февраля 2011-го пошло снижение цен на ферросицилий (за полгода – на одну шестую), а с мая к процессу присоединился ферромарганец (падение тоже почти на четверть, но всего лишь за пять месяцев). Причем надеяться на то, что это временный отскок, и рынок в среднесрочной перспективе восстановится, не приходится.
Главный фактор падения
Это состояние дел в глобальной экономике, и главным образом в Китае, потребляющем половину всей мировой добычи марганцевых руд и выплавляемого ферромарганца. До последнего времени Поднебесная была также главным импортером данной продукции, что определялось размахом инфраструктурных и девелоперских проектов в стране. Но теперь они сворачиваются, поскольку все основные проблемы этого класса там решены.
Скажем, жилья построено так много, что пустуют целые города. С лета – впервые за долгие годы – на китайском рынке стала снижаться стоимость недвижимости. Упал спрос на строительные стальные конструкции и всю соответствующую технологическую цепочку. Причем этот тренд долголетний, что отражено в программах развития страны, ориентированных на структурную перестройку экономики.
Что важно – составной частью программ является замещение импорта внутренним производством. И эти планы выполняются – за первое полугодие объем выпуска ферросплавов в Поднебесной вырос на четверть. Но уже в августе по сравнению с июлем упал на 4,3%. Национальные мощности Китая не загружены, причем в связи со сворачиванием объемов строительных работ спрос на ферросплавы будет только сокращаться.
Надо сказать, что и в целом на мировом рынке имеется переизбыток мощностей. К примеру, по марганцевой руде в 2010 г. он оценивался в два миллиона тонн. Приложила руку к этому и наша страна. Как считают аналитики METALRESEARCH, в прошлом году импорт этой продукции в Россию снизился на 5%. А импорт высокоуглеродистого ферромарганца упал на 6%. В 2011 г. он сократится еще на десяток процентов и составит не более чем 41 тыс. тонн.
Теряющие рынки сбыта производители Украины, ЮАР, Индии начинают демпинговать так, что уже стоит вопрос о выживании существующих российских производств, а не о том, чтобы строить новые. В этих условиях вкладываться в енисейские ферросплавы – это заведомо выбрасывать деньги на ветер. Если у ВТБ, когда-то очень давно рассматривавшего вопрос о кредитовании проекта, имеются лишние средства, то их разумнее потратить на постройку четвертого моста через Енисей. Там ведь требуется почти такая же сумма. Но есть шансы хоть что-то вернуть платой за проезд с автомобилистов – в отличие от заведомо провальных планов ЗАО ЧЕК-СУ.
История вопроса
Было время, когда ферросплавное производство действительно могло стать интересным инвестиционным проектом. Но оно закончилось вместе с приходом первой волны кризиса. Уточню: к этому времени в Кемеровской области уже полным ходом шло строительство Юргинского ферросплавного завода, велось проектирование обогатительной фабрики на Селезеньском месторождении марганцевых руд с последующим получением ферросиликомарганца в Новокузнецке.
Все эти проекты встраивались в производственные цепочки от месторождений до непосредственных потребителей и полностью перекрывали существующий в России недостаток ферросплавов. Потому соглашение А. Хлопонина о сотрудничестве с ЗАО «Чек-Су.ВК» 2008 года было уже холостым выстрелом вдогонку давно ушедшему поезду. Доказательством является то, что дальше подписания меморандума дело так и не пошло. Далее грянул кризис, и российское производство ферросплавов упало в полтора раза.
К 2010 году появились шансы на выход мировой экономики из рецессии, стал восстанавливаться спрос на металлургическую продукцию. В феврале того же года на КЭФ было подписано очередное соглашение о сотрудничестве края с «Чек-Су.ВК», оказавшееся столь же бесплодным, как и предыдущий документ. Аман Тулеев же все это время занимался реальной деятельностью – доводил до ума принятые в исполнение проекты. В результате в конце минувшего лета практически одновременно заработала первая очередь Юргинского ферросплавного завода, ориентирующаяся на сырье Антоновского рудника и потребности «ЧЭМК», и пущена в строй первая очередь обогатительной фабрики на Селезеньском месторождении марганцевых руд с последующим производством ферросплавов на новокузнецких мощностях «ЕВРАЗ». С учетом активно ведущихся работ по запуску вторых очередей это закроет все имеющиеся и перспективные потребности страны.
На мировом рынке, как было сказано выше, в этом году пошло серьезное падение как спроса, так и цен на ферросплавы, имеющее долгосрочный характер. В такой ситуации проект енисейских ферросплавов окончательно присоединился к списку проваленных нашим краем инвестпрограмм и годился разве что в макулатуру. Но тут подоспели выборы.
Разводка для лохов
Надо отдать должное политтехнологам – раскрутка пиар-проекта по борьбе против завода ферросплавов удалась на славу. Предусмотрели все, включая замену прежнего руководителя «Чек-Су» Алексея Суворова на лицо с фамилией, вызывающей «изжогу» у националистов и антисемитов. Но искусственный характер происходящего для специалистов был настолько явным, что предвыборная версия тут же стала одной из основных в профессиональной среде. А экономический анализ ситуации не оставляет в этом никаких сомнений.
Конечно, ничего плохого в искреннем протесте населения нет. Как говорится в старом фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», не грех и на кошечках потренироваться. Может, эта консолидация пригодится для реальных задач – противодействия отравляющим город и край производствам РусАЛа и «Норникеля», проектам превращения региона в радиоактивную клоаку и так далее. Кроме того, все это разбавляет достаточно скучную предвыборную кампанию, из которой заблаговременно удалили всех возможных возмутителей спокойствия – от Парнаса до Прохорова.
Искренне смешат представители власти и правящей партии, из которых только ленивые да самые совестливые еще не выступили «в защиту» экологии края. Они бы еще против полета красноярца к Альфа Центавре или присоединения региона к Зимбабве высказались. Но грустно оттого, что наиболее экзальтированная или некомпетентная часть избирателей может повестись на такую разводку. К месту вспоминаются строки великого русского поэта А. Блока, написанные на похожую тему столетие назад:
«И в желтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели…»
Мало что в России меняется. С другой стороны, скоро вновь 17-й год. Может быть, и вправду история идет по кругу?