Мало кто сравнится с нашей олигократией по умению под флагом заботы о россиянах обирать их, внедряя все новые коррупционные схемы. На подходе еще одна.
Процесс пошел
В конце октября представители городской и краевой администраций, проектных институтов и ведущих строительных компаний провели совещание по вопросам внедрения в нашем регионе механизма так называемого развития застроенных территорий. О серьезности намерений собравшихся свидетельствует не только представительный состав, но и итоги заседания. Принято решение о создании межведомственной рабочей группы при министерстве строительства и архитектуры Красноярского края.
А теперь уточним, о чем идет речь. Развитию застроенных территорий посвящена 46-я статья Градостроительного кодекса РФ. Но даже формулировка закона может ввести в заблуждение неискушенного читателя. Развитию, по его букве, подлежат только те микрорайоны и кварталы, в которых находится не менее двух многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством России порядке аварийными, либо снос которых планируется на основании муниципальных адресных программ. Только такие участки власть, по своему усмотрению и на особых условиях, может передавать инвесторам. Понятное дело, для благих целей, а именно чтобы за частный счет переселить граждан в более подходящее жилье, а освобождаемую территорию благоустроить и модернизировать.
Но можно не сомневаться: итогом подобных проектов будет насильственное переселение горожан из центра на окраины и сверхуплотнительная застройка наиболее престижных районов города. А также обогащение чиновников и близких им коммерческих структур. Примеров этому уже несть числа.
«Сегодня любой дом могут превратить в аварийный путем махинации. А потом делай с ним, что хочешь» (писатель Д. Гранин)
Так, всего месяц назад прокуратура Московской области опротестовала аукцион на право заключения договора о развитии застроенной территории микрорайона городского округа Краснознаменск. Одна из основных причин – цена права на заключение договора о развитии застроенной территории обошлась инвестору в 3 млн. рублей. При этом, по ранее сделанным расчетам самой же администрацией округа, начальная цена должна была составлять более 75 млн. рублей. Ну как не порадеть родному человечку, не сэкономить ему затраты! Скромно – всего лишь в 25 раз.
У нас вот тоже от аукциона по онкоцентру предусмотрительно отстранили застройщика, готового скинуть с начальной цены проекта до миллиарда рублей. Понятное дело, когда на кону большой куш, интересы бюджета и населения учитываются в последнюю очередь. В результате, к примеру, питерская «СПБ-реновация», по оценкам экспертов, получила как минимум два квартала, где возможная выгода от строительства или перепродажи может составить тысячи процентов. Это участки площадью 60 и 70 гектаров, где земля стоит до 50 тысяч долларов за сотку. Притом что все 22 лота обошлись покупателю немногим более чем в 392 миллиона рублей.
Впрочем, в этой сфере много других возможностей «зарабатывания» денег. Уже существуют научно-практические разработки по противодействию коррупции в сфере инвестиций в застроенные территории. В частности, работа доцента Российской правовой академии Минюста России Е. Козловой, с выкладками которой не лишне познакомиться не только тем, кто будет позже расследовать соответствующие дела, но также инициаторам таких проектов. А наиболее разнообразный опыт по застроенным территориям накоплен в Санкт-Петербурге. Давайте посмотрим, как дела обстоят там.
«Если состояние дома оценивается как аварийное, то согласия жильцов на расселение не требуется» (представитель администрации Санкт-Петербурга Мария Николаева)
Бои в северной столице
По оценкам экспертов, полный цикл освоения застроенной территории состоит из дюжины этапов, на реализацию которых нужно не менее двух лет. Соответствующий закон в северной столице России принят только в 2008 году. Но уже привел к массовым акциям протеста, десяткам обращений в суды разной инстанции, многим скандальным публикациям. Для примера приведем заголовки некоторых статей: «Исторические дома уравняли с хрущевками», «Комитет по строительству и КУГИ лоббируют поправки, упрощающие расселение», «Поиграли в демократию, и будет: вынужденное переселение душ», «Жильцы «депрессивных хрущевок» по-прежнему отказываются переезжать на окраины», «Реновацию вызывают в суд», «В Петербурге наловчились признавать исторические дома аварийными» и так далее.
В конце октября, в тот же день, когда в Красноярске проходило совещание лоббистов нашего регионального закона, жители питерских кварталов, вошедших в программу развития застроенных территорий, при поддержке активистов движения «Другая Россия» обратились с петицией к губернатору Георгию Полтавченко. Они просили остановить принудительное выселение из своих домов и исключить их кварталы из списка попавших под реновацию.
До этого, в конце июня, перед самым уходом с поста главы города, Валентина Матвиенко под давлением общественности завернула региональный закон, упрощающий процедуры выселения граждан из принадлежащего им жилья. Видимо, решив напоследок оставить у петербуржцев о себе все-таки добрые воспоминания. Хотя более весомым объяснением являются муниципальные выборы, которые ей нужно было выигрывать для ротации в Совет Федерации. Примерно в это время Верховный суд удовлетворил в полном объеме жалобу граждан на отказ петербургского Калининского районного суда рассмотреть иск, оспаривающий правомерность закона «О развитии застроенных территорий в Санкт-Петербурге».
– Закон составлен таким образом, что учитывает только интересы застройщика и не дает никаких гарантий соблюдения имущественных прав жителей, – пояснил представитель комитета единых действий Михаил Дружининский. – Вначале горожанам обещали, что их поселят в том же квартале, где они жили, потом стали говорить, что в том же районе, а теперь уже идут разговоры о переезде в Ленобласть. И никаких гарантий при этом никто не дает.
Инициатор подачи жалобы Елена Малышева пояснила: в Петербурге им отказывали трижды, во всех инстанциях. «Для руководства города разного рода инвесторы гораздо ближе, чем жители. Власть и бизнес договариваются друг с другом, приходят к компромиссам, вытирая о людей ноги», – резюмируют авторы обращения в суд. Недавно подали иск жители еще одного квартала, оспаривающие законность проведенных общественных слушаний по развитию их микрорайона. Районный суд ожидаемо отказал. Дело пошло в городской. Затем, скорее всего, на очереди суд Верховный…
Кто-нибудь сомневается в том, что у нас все пойдет точно так же? Особенно после того, как красноярские инициаторы отдельно отметили опыт своих коллег как достойный всяческого подражания.
Чем недовольны питерцы?
Самое главное – предложенная администрацией города программа реновации ориентирована исключительно на интересы инвестора. В частности, в качестве подлежащих сносу были отмечены добротные сталинские дома с высокими потолками, просторными кухнями, раздельными санузлами, площадью трехкомнатных квартир около 80 кв. метров. При этом за два года до того капитально отремонтированные, с благоустройством обширной внутриквартальной территории.
Вот цитата из обращения разгневанных горожан: «Для проведения реновации квартала необходимо подавляющее согласие и желание жителей. В нашем случае ситуация совершенно обратная: дома, в которых мы живем, нас полностью устраивают. Они абсолютно не соответствуют критериям депрессивности: имеют качественные планировки квартир, с просторными коридорами, кухнями, ванными комнатами, раздельными санузлами, высотой потолков до 3,2 метра, что весьма не часто встречается при современном строительстве; здания надежны в конструктивном отношении, с хорошей теплоизоляцией, имеют железобетонные перекрытия, кирпичные стены толщиной 64-66 см; дома регулярно обслуживаются, подвалы сухие; в 2007 году был произведен капитальный ремонт инженерных сетей…»
«Известны случаи, когда неаварийные дома признаются таковыми и сносятся» (С. Малков, депутат, Санкт-Петербург)
Однако же, несмотря на все заверения о том, что никого не будут выселять насильно, механизма исключения из программы зданий, собственники которых активно протестуют, нет. Более того, все попытки выйти из этих программ, по свидетельству участников и очевидцев событий, фактически блокируются в районных и городской администрациях.
Кроме того, власти постоянно пытаются покушаться на объекты культурного наследия. Только в последний момент из списка, прошедшего все согласования, были исключены исторические дома Кронштадта, снос которых запрещен по закону. Как диагностировал на заседании Комиссии Общественной палаты РФ по сохранению и развитию отечественной культуры писатель Даниил Гранин: «В Петербурге уже наловчились добиваться признания исторических домов аварийными».
Впрочем, уже обходятся даже без этой уловки. Недавно прокуратура обратила внимание на то, что в новый убойный список попало полсотни охраняемых зданий. В одном из кварталов 52(!) дома из 64, запланированных к сносу, отнесены к исторической постройке. При этом в качестве оснований отсутствовал даже аргумент их аварийности. Видно, если нельзя, но очень хочется, то почему бы не попытаться? Чем дороже земля, тем выше искушение подвести здание под статью принудительного расселения.
Массовое возмущение вызывают попытки переселить жильцов из родных для них мест подальше на окраины. Свидетельствует отец чемпиона мира по шахматам П. Свидлера:
– Мы живем фактически в центре, две минуты до метро. Все преимущества этого района описывать бессмысленно. И если нам с женой дадут по 18 метров в Металлострое… Вы зря смеетесь, практика показывает, что именно так и происходит. Металлострой, Колпино, Шушары (т.е. окраины города. Аналог наших Черемушек ) – это реальные адреса, куда людям предлагают переехать.
Но даже в том случае, если достигнута договоренность о сохранении за гражданами прежней прописки, речь идет о весьма серьезном ухудшении условий их проживания. Для инвестора вложения окупятся только в том случае, если на месте прежних пятиэтажных «сталинок» и «хрущевок» он будет возводить высотки. То есть, по сути, под видом развития застроенных территорий получится программа радикальной уплотнительной застройки. Это естественным образом приведет не только к снижению комфортности для прежних жильцов, но и к повышению их расходов. Так, участники слушаний в Питере неожиданно узнали, что плотность увеличивается настолько, что поставить свой автомобиль будет уже негде. И потому для машин планируется подземный паркинг стоимостью 20 тыс. долларов за место.
Общим местом стало отсутствие возможности ознакомиться с планами развития территорий, наличие серьезных нареканий к имеющимся планировкам кварталов, недостаточное внимание к социальной инфраструктуре и так далее. Очень точно отношение инвестора к жителям «развиваемых» территорий обозначили фразой: «Они ведут себя как феодалы, купившие деревню с крепостными».
При этом администрации всегда занимают сторону застройщиков, а суд поддерживает администрацию. Этакое направленное против горожан «частно-государственное» партнерство. Теперь все эти радости обещают и красноярцам.
Беда не приходит одна
Остап Бендер знал две сотни способов сравнительно честного отъема денег у населения. Ныне в России механизмов лишения средств к существованию, жилья, иной собственности и даже привычной среды обитания – тысячи. Скоро в нашем крае добавится еще один, с помощью которого людей смогут изгонять из родных мест, приглянувшихся толстосумам. Более того, власти ищут законный способ отменить обязательное согласие жильцов дома на переезд. Это несправедливо, говорят в том же Смольном, что из-за нескольких упрямцев или шантажистов люди не имеют возможность переехать в более благоустроенное жилье.
Вот такая своеобразная забота о россиянах. Впрочем, нам не привыкать.
Инициаторы закона о развитии застроенных территорий в нашем регионе имеют все шансы добиться его принятия уже к будущему лету. Сроку, на который с традиционного января отодвинуто очередное повышение жилищно-коммунальных тарифов. К этому времени закончатся все намеченные выборы, и мнение электората власти снова станет безразлично. Да и вправду, чего в такой ситуации стесняться?