«Строитель» из прошлого

old.jpgСегодня модно интересоваться корнями, строить генеалогические древа и разбираться в хитросплетениях родословных. Мы тоже решили в канун круглой даты газеты узнать больше об истории бренда «Строитель» в Красноярском крае.

Как выяснилось, одноименное издание выходило в Красноярске с 1 февраля 1936 года и являлось органом парткома, постройкома профсоюза и управления ордена Трудового Красного Знамени треста «Красноярскпромхимстрой». Эта организация в свое время построила практически все промышленные предприятия города, относящиеся к так называемому «узлу большой химии» и располагавшиеся в Ленинском районе (общим числом более 60), значительную часть соцкультбыта и жилья на правобережье. Формально учреждение прекратило свое существование лишь в 2001 году, в том самом, когда увидел свет первый выпуск современного «Строителя».

О чем писала наша предшественница? Она была настоящим зеркалом жизни треста, отражавшим во всех подробностях историю возведения красноярских заводов. На пожелтевших от времени страницах находим сводки о ситуациях на тех или иных объектах, трудностях, ставивших под угрозу срыва сроки их сдачи, социалистических обязательствах, которые брал на себя трест, и отчетах о выполнении последних либо причинах невыполнения вовремя. Погружаемся в атмосферу какого-то всеобщего строительства – строится город, строится коммунизм, строится светлое будущее. Столько всего надо построить, что крупнейшая контора вынуждена постоянно изыскивать ресурсы, увеличивать производительность: «Для успешного формирования предпусковых работ необходимо на каждой стройке организовать труд в 2-3 смены, все силы и резервы направить на безусловную сдачу в эксплуатацию… объектов «большой химии»» (1963 г.).

«Строитель» описывает прогрессивный опыт организации труда, стимулирует процессы механизации, внедрение передовых технологий: «Новейшие бетоносмесительные машины загружаются… тачками. Хуже того, к машине № 4 девушки носят цемент ведрами. …А ведь многие процессы можно механизировать. Можно поставить транспортеры, а для подачи цемента со складов сделать подвесную дорогу» (1961 г.).

Публикуются материалы о новинках, используемых в других городах, республиках и даже странах, списки вышедшей из печати специальной литературы. Трест проводил экономические конференции – газета посвящала целые полосы подробнейшему отчету их работы; соревновался с Норильском – корреспонденты вели переписку и ездили в командировки в северный город.

Ну и, конечно, куда же без идеологической специфики. Мы находим все оттенки различных эпох советского строя. Есть и период всеобщей эйфории, огромного энтузиазма, искреннего желания создавать новую жизнь. Есть и этап, когда газета отражала динамичную, живую жизнь треста во всем ее разнообразии и была инструментом реального влияния на нее.

Корреспонденты газеты, которыми преимущественно были сами рабочие (рабкоры) и руководители разного уровня, смело обнажали неполадки и нарушения в технологии строительства: «Посмотрим, хотя бы, как взвешиваются здесь материалы. …Проверка выхода готового бетона показывает, что инертных пересыпают до 300 кг. Ясно, что если цемент сыпать по норме, а инертные материалы «на глаз», и если не работают дозировочные бачки для воды, то нельзя получить бетон заданной марки».

Публикуется масса критических заметок в адрес руководителей и целых строительных управлений. При этом искреннее желание журналистов-рабкоров исправить ошибки руководства и отсутствие представлений, что «рука руку моет» и критика бесполезна, а то и наказуема, поражают. Газета публикует возмущения по поводу простоя башенного крана, сопровождая его выразительной карикатурой, ругает виновников неукомплектованности компрессоров шлангами и отбойными молотками и обязательно в рубрике «По следам наших выступлений» печатает ответы подвергшихся критике о принятых мерах.

Присутствует и критика, направленная на улучшение морального облика строителей. Как правило, выходила она в фельетонном жанре: «Старший товаровед СУ-3… – женщина пожилая, грамотная. Но… любой хулиган мог бы позавидовать ее изощренным ругательствам», «Руководитель – это воспитатель, а разве может быть воспитателем такой грубиян».

Не остаются без внимания и вопросы быта. «Строитель» погружает читателя в ту эпоху: приметы времени во всем. Из публикаций узнаем, что живут они, в основном, в общежитиях, поголовно охваченных движением «За коммунистический быт», борются за повышение культуры своих жилищ, соревнуются за звание лучшего. Есть у строителей и свой Дом культуры, где занимаются вопросами организации досуга и просвещения работников отрасли. Театральная, киностудия, «Университет для женщин» – всех кружков и не перечислить.

Спорт – отдельная тема, для строителей того времени почти норма жизни. «Команды СУ-5 и СУ-1 совсем не участвовали в соревнованиях. Быть может, секретари комитетов ВЛКСМ Панков и Погорелый ответят: почему?», – гневно вопрошает газета. Впрочем, автор заканчивает заметку в оптимистичном ключе: «В третьей декаде апреля будут проводиться соревнования по стрельбе. Записывайтесь, товарищи строители, в спортивные секции!».

В те далекие времена людей хватало и на общественно-полезную деятельность: несколько заметок посвящены такому специфическому явлению советского времени, как «добровольная народная дружина».

Возможности для отдыха работников треста, что и говорить, были тогда на высоте. Помимо традиционных пионерских лагерей для детей сотрудников и санаториев в России, предлагались путевки в такие страны, как Венгрия, ГДР, Монголия, Чехословакия, Финляндия, Болгария, Китай, Корея, Румыния. Их стоимость варьировала от 67 до 180 рублей. Путешествия по Дунаю, странам Европы, во Францию, Албанию, Индию обходились от 230 до 500 рублей. Были и экзотические туры: «Путешествие по странам Азии – 47 дней; 500-1000 рублей. Путешествие по странам Африки – 37 дней; 450-850 рублей».

Помимо собственной деятельности, редколлегия «Строителя» курирует, направляет и стимулирует редколлегии стенных газет, ведет рубрику «Обзор стенной печати». Находит место для лирики – тут и воспоминания работников треста об обстоятельствах прибытия на комсомольскую стройку в Сибирь, и даже стихи.

«Чтобы жизнь в тайге закипела,
Чтоб встал в ней, как чудо, завод,
По зову Отчизны смело
Строитель в тайгу идет».

(Из стихотворения «Строитель – гордое имя» слесаря КМУ-2 А. Городилова)

Такова панорама некоторых сторон жизни огромного строительного предприятия города, отраженная его газетой. Как никакой другой источник, «Строитель» позволяет ощутить живую канву событий, атмосферу тех лет, не поддающуюся одномерным оценкам, увидеть строительство и в непосредственном понимании, и в эпохальном.

Однако в номерах 1968 года газета замирает: значительную часть ее площади занимают перепечатки выступлений представителей руководства страны, постановлений правительства, призывов, сухой агитации.

Сколько она продержалась с таким контентом, история умалчивает. Последняя подшивка, которая хранится в Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края, датирована 1968 годом. О судьбе других номеров, а также о дате окончания выхода газеты узнать не удалось.

Что ж, в любом случае пример довольно поучительный. Мы гордимся своими корнями, и, подхватив эстафету в 2001 году, наш «Строитель» постарается составить живую и реально отражающую жизнь строительного комплекса Красноярского края летопись, портрет строительства новой эпохи – такого, какое оно есть, без прикрас.

Газета «Строитель»

Редакция газеты «Строитель» благодарит Ирину Гузову за помощь в подготовке материала.

Запись опубликована в рубрике Разное. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий