В Красноярске зарегистрировано более 320 тысяч автомобилей. Где они хранятся в то время, когда не используются владельцами? Над этим вопросом всерьез задумались красноярские архитекторы.
Россию, сравнительно недавно отошедшую от социализма, когда автомобиль только декларировался как средство передвижения, а на самом деле для большинства граждан оставался недоступной роскошью, транспортная проблема накрыла внезапно, как разорвавшаяся бомба. Посмотрите на наши «хрущевки» – к подъездам ведут дороги без карманов, рассчитанные ровно на один автомобиль, двум на них не разминуться. Сейчас, когда машина есть буквально в каждой семье, а в некоторых по две и даже три, это стало настоящей проблемой.
Борис Шаталов, председатель Красноярской организации Союза архитекторов России, так описывает довольно безрадостную картину, получившуюся в результате проведенного исследования. Только 8 тыс. парковочных мест удовлетворяет всем требованиям, 91 тыс. располагается в гаражных кооперативах, соответствующих нормативам лишь отчасти, 164 тыс. хранятся на временных парковках, а остальные 61 тыс. – вообще неизвестно где. Точнее, как раз на них мы натыкаемся сплошь и рядом, в самых неожиданных местах – на газонах и детских площадках, на обочинах дорог, полосах разгона и торможения, въездах и выездах во дворы и т.д.
По сути, не вызывают нареканий только первые 8 тысяч. Ведь гаражи, которые «частично соответствуют» нормативам, нарушают экологические, санитарные и другие требования, занимают большие площади драгоценной городской территории и в то же время уродуют облик города, не поддерживают архитектуру, не вписываются в окружающую среду.
Красноярские архитекторы совместно со студентами СФУ изучили опыт решения транспортной проблемы в крупнейших мегаполисах мира и подготовили три варианта проектов современных автоматизированных многоуровневых автопарковок. Это вместительные, 3-4-уровневые, паркинги, подземные – для плотно застроенных районов, надземные, пристраиваемые к зданиям, и полуподземные, совмещаемые с предприятиями бытового обслуживания. Архитекторы наметили также конкретные места в городе, где можно построить тот или иной паркинг.
Главный архитектор Красноярска Вадим Пирогов высоко оценил проделанную работу. «Многие проекты выполнены на мировом уровне, – отметил он. – В то же время необходимо учесть и Правила застройки Красноярска, и нормы проектирования, например, обеспечить дополнительной шумоизоляцией пристроенные к жилым домам парковки-«этажерки», оборудованные подъемными механизмами». Но он признал, что региональные нормы проектирования – больной вопрос, и, чтобы решать проблему с парковками более эффективно, нужно их пересматривать.
Нуждается в совершенствовании и законодательство. В Красноярске уже предпринимались шаги в этом направлении. К примеру, в обязанности застройщика вменили обеспечивать каждый новый объект местами для хранения автомобилей. Заложить в проекте и построить подземную парковку, в принципе, не составляет труда. Но зачастую люди, покупающие квартиры, не готовы потратить еще 400-800 тысяч на «стойло» для своего «железного коня», в то время как он может ночевать на газоне совершенно бесплатно.
Примерно по тем же причинам не осваиваются участки, выделенные под строительство крупных парковочных комплексов. По словам Вадима Пирогова, в городе семь площадок зарезервировано под строительство больших паркингов. Но те, кто получил эти места, так и не начали строительство. Они объясняют это дороговизной и низкой доходностью подобных проектов. По расчетам экономистов, срок окупаемости паркинга составляет 10-15 лет, что не устраивает инвесторов.
Чтобы частные парковки лучше раскупались, а общественные – окупались, архитекторы предложили городской власти выйти в Государственную Думу РФ с обращением о возобновлении сбора за парковку на улицах, а также об увеличении штрафа за парковку в неположенных местах.
С другой стороны, для развития этого бизнеса необходимы налоговые послабления: единый налог на вмененный доход от многоуровневых парковок предлагается снизить вдвое, а земельный – в четыре раза.
Что же касается финансирования, то, по мнению архитекторов, средства для реализации проектов строительства паркингов могут быть привлечены через создание закрытого паевого фонда с небольшими, по 250-300 тыс. руб., паевыми взносами. Ожидается, что доход от эксплуатации парковки принесет владельцам паев 15-18% годовых, что выше процентов по банковским вкладам.
Вадим Пирогов упомянул о таком инструменте, как инвестиционный совет, созданный при департаменте экономики города. Он сообщил, что уже разговаривал на эту тему с депутатами горсовета, и выразил надежду, что таким образом удастся привлечь хотя бы стартовый капитал для начала строительства парковок.
Снизить себестоимость проектов предполагается за счет использования местных производственных ресурсов. К примеру, стоимость одного места в механизированном парковочном комплексе, закупленном в Китае, составит порядка 8 тыс. долларов. На красноярских заводах, таких как Красмаш и Сибтяжмаш, можно наладить выпуск более дешевых конструкций. Вдобавок к этому предприятия города получат заказы, смогут организовать дополнительные рабочие места.
Ну, а вопросы общего руководства и координации вполне логично отводятся городским властям. «На мой взгляд, необходима долгосрочная городская программа, которая включала бы в себя все аспекты проблемы – научный, проектный, законодательный, налоговый, финансово-инвестиционный, административный, – считает Борис Шаталов. – Кроме того, понадобится создание на постоянной основе межпрофессиональных групп по запуску объектов, административных структур, по крайней мере, координационных, чтобы согласовывать и гармонизировать действия всех участников процесса».
И, наконец, важным моментом будет работа с общественностью – разъяснение, просвещение, формирование общественного мнения, преодоление сопротивления. Борис Шаталов предвидит, что решать проблему придется «с кровью», наступая на интересы как отдельных граждан, так и целых групп населения. Очевидно, что идея с увеличением штрафов многим придется не по вкусу, не будут в восторге и собственники «ракушек», а также владельцы многочисленных полулегальных автостоянок, которые предлагается основательно проревизировать на предмет соответствия всем требованиям. Добиться понимания, что так будет лучше для города, а значит, в конечном итоге, и для каждого его жителя, будет нелегко.
Впрочем, недоверие красноярцев к подобным нововведениям вполне понятно. Хотели как лучше, а получилось как всегда – слишком часто все заканчивается именно таким итогом. Надеемся, что администрация не ограничится полумерами и сможет довести прогрессивную идею архитекторов до ума. А то штрафы подорожают, а парковки не подешевеют. И станет опять автомобиль роскошью…