Вадим ПИРОГОВ: «Город будет трансформироваться»

pirogov.jpgНовый многоуровневый паркинг под площадью Революции, современный жилой комплекс на месте, которое занимает сегодня Красноярский завод комбайнов, офисно-деловой комплекс в районе Качи, шестиполосное движение по улице Брянской – эти и другие решения могут изменить к лучшему среду обитания горожан, живущих и работающих в центре.

Главный архитектор Красноярска Вадим Пирогов рассказывает о перспективах исторического центра губернской столицы, связанных с официально принятым проектом его планировки.

– Что даст городу этот проект, и как он отразится на деятельности застройщиков?

– Главное, что этот документ имеет официальный статус, юридическую силу нормативного акта. У нас есть теперь четко прописанный план, отклонения от которого не должны допускаться. И, соответственно, инструмент влияния на застройщиков, дающий возможность призвать к ответу нарушителей установленного порядка. Если понадобится – через суд.

Раньше такого инструмента не было, а спорных моментов – сколько угодно. Один лишь пример. Известная нефтяная компания строит офис на проспекте Мира. Крыльцо выходит за красную линию – на проезжую часть. Объясняли, призывали, обращались в судебные инстанции – все безрезультатно. Юридически у нас не было оснований, чтобы доказать свою позицию. Теперь будет иначе. Проект планировки исторического центра – веский аргумент в подобных ситуациях.

– Что входит в границы исторического центра?

– Территория, обозначенная в проекте, ограничивается жилым районом «Николаевский», склоном Покровской горы и включает набережную Енисея от железнодорожного моста до медицинской академии. Но собственно исторический центр – это сложившаяся зона в основном между улицами Ленина и Карла Маркса, от Стрелки до улицы Профсоюзов, вплоть до въезда на Копыловский мост. Она утверждена с учетом границ охранных зон объектов культурного наследия.

– Каким образом в принятом проекте удалось увязать два важнейших момента – требование исключить уплотнение застройки исторической части Красноярска и необходимость развивать социальную инфраструктуру Центрального района, рекреационные зоны? Найдено ли соломоново решение?

– Застройка исторического центра действительно очень плотная. Что-то кардинально здесь изменить сложно, да и целесообразно ли. Скорее речь идет о необходимости все упорядочить, определить площадки, где размещаются ветхие постройки, подлежащие сносу. Четко регламентировать дальнейшую застройку, сохраняя памятники культуры и истории, соблюдая регламенты зон охраны и регулирования объектов культурного наследия.

Для нового строительства предназначены территории бывшего комбайнового завода и микрорайон «Качинский». Именно здесь будут возводиться жилые дома и офисно-деловые центры. Разумеется, предусматривается, насколько это возможно, приумножение рекреационных зон, коммунальных объектов, а также развитие транспортной инфраструктуры.

– Сегодня в историческом центре ежедневно паркуется почти 20 тысяч автомобилей, тогда как нормально разместить можно не более десяти тысяч. В проекте планировки заявлено строительство системы (!) новых парковок. Это будут современные решения, многоэтажные подземные парковочные комплексы?

– По проекту в центре должна появиться сеть паркингов, и обычных плоскостных, и с многоуровневым решением. Если говорить о конкретных местах, где разместятся подземные парковочные комплексы, то это и площадь Революции, и Театральная площадь, и стадион «Локомотив», и площадка между мэрией и бизнес-центром «Европа».

Уже есть ряд инвесторов, готовых вкладывать средства в подобные проекты. Строительство первой подземной парковки по ул. Ленина, в районе Стрелки, начнется в ближайшее время. Важно, чтобы в ходе реализации таких проектов не было отклонений от первоначально заявленных планов. Например, не появились над подземными парковками несанкционированные торговые центры.

В целом же общее число организованных мест парковки в историческом центре города должно увеличиться до 42 252 мест, что составляет 83,2% от общей потребности.

– Какая судьба предопределена проектом планировки исторического центра Качинскому району и территории, которую сейчас занимает Красноярский завод комбайнов?

– Территория между Качей и улицей Брянской (на западе и востоке границы ее определены улицами Белинского и Обороны) – это перспективный район. Удастся ли сместить сюда акценты деловой и общественной активности, разгрузив исторический центр, покажет время. Но, во всяком случае, именно здесь в ближайшие годы развернется активное строительство. А вот что касается завода комбайнов, то это, видимо, перспектива не трех ближайших лет.

Сейчас генеральный план города предусматривает поэтапное перемещение промышленных предприятий в специально отведенную зону. Площадка в 60 гектаров зарезервирована и для завода комбайнов, но решение о переносе производственных площадей могут принимать только собственники завода. Насколько они в этом заинтересованы? Какими будут реальные сроки? Трудно сказать. Но, безусловно, это удачно расположенная территория, с выходом на набережную, видом на Енисей должна использоваться с большей пользой для жителей центра и всего города.

Понятно, что во время войны, когда необходимо было быстро наладить производство, об этом не думали – не до того было. Но сейчас наступило время для перемен. И город должен трансформироваться, соответствовать современным условиям, развиваться.

– Что планируется сделать для сохранения исторических зданий в центре города, состояние которых можно охарактеризовать как ветхое?

– Это в компетенции министерства культуры. Проект планировки, как я уже сказал, выполнен на основе существующих границ охранных зон для объектов культурного наследия. Памятники, которые по закону, принятому в 2008 году, имеют охранную зону, где ничего нельзя строить, в нем учтены.

– В Красноярске много интереснейших памятников деревянного зодчества, многие из которых в плачевном состоянии. Кто о них позаботится?

– И не только в Красноярске – по всему краю. Еще 70-х годах прошлого века была идея создать в Красноярске музей деревянного зодчества. Сейчас к ней вернулись. Вопрос, как обычно, упирается в финансирование. Но уже идут работы по реставрации некоторых старинных домов.

– Бывая в Екатеринбурге, Новосибирске, многие красноярцы невольно сравнивают, что построено за последние 10 лет у нас в городе, а что в других губернских городах. Увы, многие здания, возведенные на берегах Енисея, хотя и функциональны, но вот новизной и красотой архитектурных решений не блещут. На ваш взгляд, с этой точки зрения, чего не хватает Красноярску?

– Проект планировки исторического центра – это только концепция, «кубики». Какими будут конкретные решения, зависит во многом от желания и возможностей инвесторов. Интересные проекты есть. Но воплощение их требует совпадения множества факторов, прежде всего экономических. Многие красноярские архитекторы работали, что называется, в стол. Есть оригинальные, нестандартные проекты. Будем надеяться, что их время наступит.

Проект планировки исторического центра предусматривает организацию дополнительно более 23 тысяч автопарковочных мест, в том числе 8 тысяч – в границах основных центральных улиц. По мнению проектировщиков, устройство дополнительных автостоянок возможно за счет:

– строительства 15 многоуровневых автостоянок на 6630 мест;
– устройства пяти плоскостных автостоянок на 455 мест;
– устройства двух автостоянок на 350 мест в результате снятия шлагбаумов.

Сегодня исторический центр явно перенаселен: во многих кварталах и микрорайонах коэффициент застройки превышает 0,35. Плотность населения в целом по району составляет 376 человек на гектар, что выше нормы.

Газета «Строитель»

Запись опубликована в рубрике Архитектура, Проектирование. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.