В День города самое время поговорить о ЖКХ. Поскольку, если воспринимать мегаполис как живое существо, коммунальная система – это его вены и артерии, жилы и нервы.
Особенно, пожалуй, последнее, поскольку ничто так не раздражает людей, как неполадки в собственном доме. А их трудно избежать, потому что наш город, увы, не молод. Причем речь идет не о хронологических эпохах. У вещей иное исчисление вечности, нежели у живого. Для них куда большую роль, чем годы, имеет степень изношенности.
– Многолетнее недофинансирование привело к тому, что по краю, как и по РФ, показатель износа основных фондов составляет 60%, – считает министр ЖКХ Красноярского края Андрей Резников.
А для недвижимости каждый процент амортизации – это словно год жизни для людей. Вот и считайте, сколько Красноярску «человеческих» лет. Причем в ряде случаев уровень утраты основных фондов еще больше. Если в теплоснабжении ситуация сравнительно благополучная, то в водоснабжении изношенность отдельных ключевых элементов и систем достигает 75%, а в водоотведении превышает 80%. По некоторым позициям, по мнению генерального директора «КрасКома» Анатолия Матюшенко, этот показатель зашкаливает за 90%.
В результате всего этого ежегодно ЖКХ края, а значит, все мы из-за перерасхода, потерь и аварий в системах тепло-, водо- и электроснабжения теряем 1,5-2 млрд. рублей. Причем большая часть потерь происходит еще до того, как ресурсы доходят до потребителей.
По данным статистиков, если в жилищно-коммунальном хозяйстве региона напрасно расходуется более 12% от потребляемой электроэнергии, или 37 млн. кВт/часов, и 18% тепла, или 2,2 млн. гигакалорий, то утечки и неучтенный расход воды составляют до трети от ее потребления, или порядка 100 млн. куб. м. Поэтому требуется немедленная замена порядка 5 тысяч км водопроводных и канализационных сетей и до 1,5 тысячи км теплотрасс.
На это нужны огромные деньги. По оценке руководства Енисейской ТГК-13, восстановление одного км тепловых сетей обходится в сумму до 20 млн. руб. Только у этой компании в Красноярске 600 км теплотрасс, из них требует немедленной замены треть.
Потребление энергии жилыми зданиями:
Тепло – 69%
Горячая вода – 23%
Бытовые приборы – 4%
Освещение – 1%
Другое – 3%
Как считает Андрей Резников, для того чтобы привести ЖКХ региона в отвечающий современным требованиям вид, единовременно нужно потратить не менее 85 млрд. руб. Это по 30 тысяч на каждого красноярца, считая младенцев и мигрантов. Но около 80% населения страны не могут покупать жилищно-коммунальные услуги за большую, чем сейчас, цену. А многим и нынешняя не по карману. В результате растет задолженность граждан перед ТСЖ и УК, а у последних – перед ресурсоснабжающими организациями.
И пока в нашей стране такая экономика, которая не позволяет народу получать достаточные доходы, без риска обострения социально-политической обстановки, тарифы повысить невозможно. Значит, деньги на восстановление и модернизацию жизненно важной для всех сферы надо искать в другом месте.
– За счет средств консолидированного бюджета края будут финансироваться только критические и высокозатратные проекты, плюс разработка технико-экономических оснований и проектной документации по конкретным объектам инвестирования, – определил границы госвложений министр ЖКХ. – Но Красноярск вошел в семерку регионов пилотного проекта по привлечению в ЖКХ частных инвестиций. На это будут выделяться федеральные средства, 14 млрд. руб. на 10 лет. То есть по 1,4 миллиарда в год.
Это очень значимые суммы, и большое спасибо нашей власти, что она подсуетилась и сумеет их получить. Только и тут есть весьма немаловажное дополнение, которое может оказаться ложкой дегтя в бочке меда.
Госфинансирование будет осуществляться только на условиях расширения зоны действия рыночных отношений в коммунальной сфере. Предполагается, что инвесторы-частники будут вкладываться в ЖКХ с надеждой на будущие прибыли. Теоретически считается, что она будет зарабатываться на разнице между текущими тарифами и снижением стоимости затрат, которое последует вследствие модернизации устаревших систем, проведения мероприятий по тепло- и энергосбережению и так далее. Но существующая практика заставляет задуматься об обоснованности таких расчетов.
Так, технический директор ООО ГУК «Жилфонд» Константин Буряченко отметил:
– Мы в прошлом один из домов полностью, 100%, подвели под требования 261-ФЗ по энергоэффективности. Были сделаны все работы, пластиковые окна в подъездах, тамбурные двери, включая самое дорогостоящее – утепление фасада. Стандартная четырехподъездная пятиэтажка по адресу: ул. Новая, 4, приведена в идеальное состояние. Потратили 9 млн. руб. Из них пять процентов собственники квартир, остальное – мы. Причем в результате жители не стали платить меньше, разница между нормативом и показателями фактического потребления уходит нам как инвесторам. Но это окупится не менее чем через 20 лет, и это основная проблема. Вдобавок через четыре года наступит срок проведения проверок приборов учета. Или, в худшем случае, их исключат из госреестра, и потребуются новые расходы на замену.
Причем Буряченко уточнил: для того чтобы полностью закрыть потребности Красноярска только в приборах учета, их потребуется порядка 8,5 тысячи общей стоимостью 1,5 млрд. рублей.
– При установке приборов учета в жилфонде во весь рост встает проблема возмещения затрат, – согласился с серьезностью проблемы Анатолий Матюшенко. – Тем более при наличии задолженности жильцов.
Сравнительные энергозатраты на отопление кв. метра жилого здания в равных климатических условиях в год: Россия – 1050 кВт/час, ФРГ – 352 кВт/час.
Отметим, что в Германии и других успешных в части энергосбережения странах пошли иным путем, нежели в России. Там начали не с конечных потребителей, а с генерирующих компаний, на что потратили порядка десяти лет. Еще столько же ушло на наведение порядка в сетевом хозяйстве. И лишь потом перешли к собственникам жилья. И те фирмы и граждане, которые проводили мероприятия по энергосбережению, получали из бюджета от трети до половины компенсации своих затрат. У нас же, отчаявшись собрать деньги с граждан, основную надежду возлагают на бизнес, который вполне резонно обращает внимание на то, что в существующих условиях вложения в ЖКХ, скорее всего, нерентабельны.
– Действующий уровень тарифа не обеспечивает развитие отрасли, – констатирует начальник финансово-экономического управления ООО «КрасКом» Андрей Голубев. – И только признание властями проблем с тарифообразованием может служить стимулом к развитию.
– Вы жалуетесь, но ведь никто пока не отказывается от оказания услуг в сфере ЖКХ, никто не уходит от этого «убыточного и ужасного» пути. Наоборот, конкуренция, даже пошли рейдерские захваты, – вполне резонно отреагировал на недовольство экономиста-коммунальщика Андрей Резников.
– При правильной организации управляющие компании могут работать безубыточно, – согласился с этим утверждением директор УК «Сфера» Михаил Гендлин.
– И у аппетита должна быть совесть! – возмутился постановкой вопроса об увеличении сборов с граждан президент МООПС «Сибирь без границ» Валерий Маланин. – Если все там плохо, то почему из ЖКХ никто не бежит? Наоборот, идет борьба за передел сфер влияния, денежных потоков!
Подтверждением слов руководителя организации, в которую, к слову, входит более сотни управляющих компаний, может служить, к примеру, свара в соседнем Зеленогорске за право обслуживания жильцов между УК «Элприс 08» и МУП ЖКХ. «Доходит практически до мордобоя», – признался директор «Элприса» А. Калинин.
Жалобам на низкие тарифы противоречат и результаты проверки контрольного управления Президента РФ, когда имеющие доступ ко всем документам ревизоры выявили, что только в Центральном федеральном округе за последние два года вывод за рубеж финансов из сферы ЖКХ составил около 25 миллиардов рублей.
Потому, видимо, и при существующем уровне платежей населения и бюджетных дотаций частные инвестиции в коммунальную сферу могут быть привлекательными. В частности, министр ЖКХ края в качестве примера привел расчет по Хатанге, где на отопление тратится полмиллиарда рублей в год.
– Там до сих пор котлы «Иосиф Сталин» стоят, – заметил Андрей Резников. – Так чтобы их отремонтировать, надо 700-800 миллионов, которые вернутся лет этак через 15-20 лет. А если поставить современную мини-ТЭЦ, это будет стоить 1,5 миллиарда рублей. Зато затраты окупятся меньше чем за пятилетку.
Только этот проект может со временем сэкономить краевому бюджету сотни миллионов рублей в год, частью которых не грех поделиться с инвесторами, готовыми взять на себя такую ношу. А среди уже реализованных задач – строительство в Балахте современной котельной, позволившее закрыть полдесятка кочегарок, решить проблему снабжения теплом и экологические задачи. При этом затраты населения по теплообеспечению, по словам министра, снизились на 10-15%, в то время как в других населенных пунктах они примерно на такую же величину возросли. Только на замене высокозатратных источников тепла современными можно экономить 2 млрд. руб. в год – к такому выводу пришли в краевом правительстве.
– Оптимально нам в течение десяти лет нужно 200 миллиардов, по 20 в год, – мечтает Андрей Резников. – Хотя порог финансирования, с которого мы можем двигаться с постоянным улучшением ситуации, ниже. Примерно 2,5-3 млрд. руб. в год.
Значительную помощь в этом могут оказать инновационные разработки ученых и инженеров Красноярского края. Они, как правило, ориентированы на использование местных возможностей и реализацию на предприятиях края. Поэтому возникает эффект синергии – ресурсосбережение при полной ответственности изготовителей, повышении эффективности регионального производства, увеличении занятости, снижении совокупных затрат.
Яркий пример такого подхода – создание современного производства котельного оборудования на ФГУП «КрасМашзавод» для замены устаревших тепловых источников в районных центрах и поселках края. Уже запущены агрегаты в Агинском и Тарутино. Изделия оборонного предприятия на единицу мощности потребляют в 2,5 раза меньше топлива, полностью автоматизированы и требуют для обслуживания в 3-4 раза меньше персонала. Это обеспечивает их рентабельность даже при существующих для населения тарифах и позволяет достаточно быстро окупить сделанные инвестиции. Вдобавок они на порядок экологичнее замененных котельных, обеспечиваются гарантиями и авторским надзором со стороны производителя.
А о качестве услуг лучше всего свидетельствует признание заместителя генерального директора завода Вячеслава Шелудько:
– Население говорит: у нас так хорошо топили только при советской власти.
Отметим, что «Красмаш» все строил и поставлял за свой счет, бюджет рассчитался только по факту ввода. Ныне предприятие, отвечая на формирующийся общественный запрос и беспредельные темпы роста стоимости электроэнергии, прорабатывает создание оборудования для коллективной генерации, включая газовую.
Наличие изготовителя на территории края – гарантия отсутствия проблем с эксплуатацией (Вячеслав Шелудько)
Определенные перспективы на улучшение ситуации в ЖКХ предлагаемые подходы по расширению частно-государственного партнерства, конечно, открывают. Но чего точно не будет, так это снижения тарифов. Всю выгоду от модернизации заберет инвестор на покрытие своих расходов. В ряде случаев даже установка приборов учета не принесет потребителям никаких выгод. Это признал и Андрей Голубев. По его словам, при постановке счетчиков потребление, к примеру, воды упадет на 25-30%. На эту же величину упадет объем реализации, входящий денежный поток «КрасКома». Но у него в смете переменных затрат почти нет. Потому предприятие соответственно увеличит тарифы. Возникает вопрос: стоит ли населению заморачиваться вопросами сбережения той же самой воды, если, несмотря на любые вложения, платить придется столько же?
Но все же будем верить, что в ситуации ограниченности прямых бюджетных вложений и покупательной способности граждан расширение бизнес-участия поможет переломить негативные тенденции в ЖКХ. Хотя бы потому, что все остальное уже было опробовано и значимого эффекта не дало.
А пока государство продолжает экспериментировать над квартировладельцами. И это не только бурно обсуждающееся Постановления Правительства РФ № 354 от 6 мая, касающееся, в частности, оперативного отключения должников по услугам ЖКХ от элементарных благ цивилизации. Но и лежащий «на подпись» у Президента Д. Медведева проект весьма значимых поправок в Жилищный кодекс, который депутат ГосДумы Галина Хованская оценила как набор «из хорошего, плохого и очень плохого, причем последнего гораздо больше!». Часть предлагаемых изменений, по мнению Хованской, «прямо противоречат Конституции РФ, Закону об общественных объединениях».
Судя по всему, нас всех ждет жаркое не только в климатическом смысле лето. Единственная надежда – приближающиеся выборы все же заставят власти всех уровней добрее относиться к населению, которое является электоратом. Единственное, чем мы можем хоть как-то повлиять на ситуацию в стране, – это наше голосование. В декабре и марте у согласных и несогласных, единых, справедливых, либеральных, правых, патриотов, у всех граждан России вновь будет право выбора, за который следующие пять лет нам всем и отвечать.