Застраивать или нет? Это главный вопрос, который поставили перед собой разработчики проекта развития набережной под руководством архитектора Ольги Смирновой. Шесть проектировщиков и более двух десятков привлеченных специалистов и экспертов работали над концепцией развития участка от железнодорожного вокзала до медакадемии.* Проект охватывает территорию длиной 7,5 километра и шириной до 250 метров.
– Считаю, что в целом эта территория должна стать рекреационной зоной, как это и предусмотрено генпланом, – рассказывает Ольга Смирнова. – В городе не хватает зелени, всего 3 квадратных метра на человека при норме от 10. Места для застройки можно найти, в том числе избавляясь от типовых пятиэтажек в центре, которые не представляют никакой архитектурной ценности. Так, гостиницу на Театральной площади можно возвести на месте жилого дома № 104 по улице Дубровинского, который портит облик набережной.
Главная идея – чтобы у горожан была возможность наслаждаться видами Енисея, никакие строения не должны заслонять реку. Для этого нужно, например, снести ресторан «Фон Барон», который однозначно портит обзор и не вписывается в общий ансамбль площади. Металлическую конструкцию, которую возвели в районе развязки Коммунального моста, понимая транспортную загруженность, можно использовать как основу для строительства многоуровневой парковки.
Любимый всеми горожанами каскад фонтанов можно продлить. А если уж есть желание что-то разместить на Театральной площади, то оптимальный вариант – установка памятника Радищеву. А вот скульптура Чехову лучше бы смотрелась возле здания речного вокзала, откуда он, скорее всего, и любовался Енисеем, и где этот памятник имел бы тот диалог со зрителем, который и должен быть.
Условно мы разделили набережную на три зоны – центр, район «Огней» и комбайнового завода. Для каждой из них были разработаны варианты развития.
Часть центральную зоны набережной мы условно называем семейной. Здесь можно построить спортивно-оздоровительные площадки, в том числе для детей и людей с ограниченными возможностями. Нужно организовать пункты проката инвентаря в зависимости от сезона: летом – велосипеды и ролики, зимой – лыжи и коньки.
А вот аттракционы из Центрального парка можно убрать без особого ущерба на остров Татышев, а парк мы предлагаем переименовать в честь первого губернатора края Степанова, который его и заложил. Рядом стоящее здание госпиталя необходимо использовать под другие цели, например, устроить там картинную галерею. Госпиталю в центре не место, а городской картинной галереи у нас до сих пор нет.
Очень важно сохранить историческую зону в районе Стрелки. Там мы предлагаем разместить серию жанровых скульптур на тему истории города, кроме того, оставить часть площади для скейтбордистов и любителей катания на роликах. Зимой на нижней части площадки можно заливать каток. Такая инфраструктура еще больше привлечет молодежь к этой зоне. Район «Огней» также можно сделать «тусовочным», там без помех для жителей ближайших домов можно устроить зрелищную зону – большая открытая площадка подойдет для лазерных шоу и массовых мероприятий.
На Стрелке хотелось бы увековечить память о первой высадке дружины Дубенского на эти берега. Скульптор Ю. Киреев, работавший в нашей группе, предложил установить там интересную, на мой взгляд, скульптуру из группы людей на ладье, с фигурой Дубенского в том числе. Нынешний памятник Дубенскому, мы считаем, неудачен. В этом месте уместнее установить какой-то монумент.
Оба места, и на Стрелке со скульптурой ладьи, и с монументом у медакадемии, можно облагородить водопадами замкнутого цикла, использующими воду реки.
Если возвращаться к эскизу района Стрелки – недостроенный «Синема парк» возводить и вовсе не стоит. В кинотеатрах недостатка нет. Имеющиеся пустуют. Там лучше разместить парк скульптур. Он очень уместен будет рядом с музейным комплексом. Кроме того, мы настаиваем на возвращении зданию речного вокзала его функций. Судоходство должно рано или поздно возродиться.
В концепции мы предлагаем использовать и площади комбайнового завода, возводя новые строения на старых фундаментах производственных помещений. А уже на новые здания можно перекинуть со второй террасы пешеходные мосты. Они приведут на используемые кровли. На них можно было бы разместить, например, спортплощадки, газоны или даже сады.
В качестве общего решения предлагаем все кафе и прочие заведения разместить на стоечных судах, их в городе можно легко найти. Это позволит освободить набережную для зелени. Такие плавающие развлекательные заведения не будут подвержены риску затопления. На таких баржах можно сделать и стоянки для автомобильного транспорта.
Что касается развязок, то одно из наших предложений – перенести на первую очередь строительство обходной магистрали в районе ул. Мужества в Покровке. «Гражданпроект» это предлагает сделать через 20 лет.
Также мы настаиваем на том, что существующую проезжую магистраль на Дубровинского не следует переносить вправо, это опять же отразится на количестве зелени и в целом сократит пешеходную зону.
Несколько идей в проекте мы только обозначили, например, дугообразный съезд с Коммунального моста для разгрузки центра.
Мы не стали называть нашу работу проектом – это концептуальные предложения, они основывались на философских постулатах, которые мы и сформулировали для себя перед началом работы, а корректировали их буквально до последних дней проектирования. Хотелось, чтобы они звучали просто, но убедительно и были понятны любому.
Срок начал свой отчет в мае, когда в Доме архитектора прошла серия «круглых столов» по проблемам набережной, а окончанием мы для себя поставили начало сентября, потому что в это время студенты – участники проекта (а это основные чертежники в компьютерных программах) должны были начать учебу.
Свою работу мы сделали бесплатно, без какого-либо заказчика, а следовательно, без всяческого давления извне. Это наш дар городу и проявление к нему нашей любви.
Оценить проект мы попросили известного красноярского бизнесмена Александра Баталова:
– Согласен, что «втыкать» небоскребы или другие здания в зону набережной нельзя. Я категорически против. Мы должны открыть реку и отталкиваться от природного ландшафта. Ресторан «Фон Барон» хоть и хорошее заведение, но все же, тоже считаю, довольно уродливое и точно не вписывается в архитектурный стиль набережной, так же, как и этот ужасный металлический каркас, который предлагается приспособить под автостоянку.
А вот идея размещения кафе и прочих развлекательных заведений на понтонах и плотах кажется мне весьма сомнительной. Вроде уже пробовали, и не получилось, не Венеция все же. Ну и есть опасения, что банки, бутылки и прочий мусор из таких плавучих кафе-ресторанов будут лететь прямо в воду Енисея, после массовых гуляний отряд дворников по реке не пройдет.
Лучше нужно было проработать и вопрос транспортной развязки – это одна из ключевых городских проблем. Порой создается ощущение, что у нас просто не мыслят масштабно – тут развязка, там развязка, а по итогу город задыхается в пробках.
Что касается обустройства в районе Стрелки и торгового комплекса «Огни», то на строительство на этой территории, насколько мне известно, уже есть разрешение. Большая проблема проекта, что авторы абстрагировались от реальной действительности и нарисовали утопические картины. У того же «Синема парка» есть все необходимые документы, и вряд ли они спокойно освободят площадку.