Таким с полным правом можно считать июнь. С января нас придавили непосильными соцналогами и энерготарифами, затем пообещали облегчить это бремя. Но прошло полгода, и ничего
Нельзя же считать решением проблемы объявленное полторы недели назад президентом Д. Медведевым на Петербургском экономическом форуме намерение уменьшить ставку отчислений в госфонды с 34 до 30%, и то только с 2012 года. До этого срока многие предприятия просто не доживут. Причем, как честно призналась министр экономического развития Эльвира Набиуллина, это снижение «рассматривается как временное решение примерно на два года».
А что дальше?
Не удивительно, что в таких условиях бизнес бежит из России, уводя с собой огромные средства. Если за весь прошлый год только официальный отток капиталов из нашей страны составил 35 млрд. долларов, то ныне этот рубеж преодолен уже к лету. А за пять месяцев объем российского экспорта превысил объем импорта более чем на 70 млрд. долларов, что двадцатикратно превышает потери от возможного снижения страховых взносов в 100-160 млрд. руб.
– Выпадающие доходы бюджета в результате составят сотни миллиардов рублей. Я, сказать честно, не знаю пока, где их взять, – заявил премьер-министр России.
Так вот же они, эти огромные деньжища! Владимир Владимирович, ограничьте аппетиты своих друзей, пусть Абрамович не построит еще пару самых больших в мире яхт, Усманов не купит еще немножно лондонского «Арсенала», и все нормально.
– Источники у нас есть, – признается отлично знающий ситуацию и один из богатейших людей России Михаил Прохоров. – Первое – это нефтегазовые доходы, которые, кстати, утекают из страны.
Но наши правители в качестве основного канала поступления средств, по признанию помощника Президента РФ, рассматривают продолжение распродаж госимущества в руки, понятное дело, близким себе людям.
– Первый источник – приватизация, наиболее предпочтительный на ближайший период, – заявил Аркадий Дворкович.
– Приватизация, если по-нашему, по-российски, – это присвоение того, что было сделано до нас, – так в прошедшую субботу пояснил понимание властями этого процесса уже упомянутый и некогда очень успешно перераспределивший в свою пользу «Норильский никель» олигарх. Кстати, после прописки в поселке Еруда Северо-Енисейского района – наш земляк. Потом со знанием дела добавил:
– А живем мы в государстве, где все социальные лифты приватизированы одной узкой группой, которая получает должности и функции в обмен на кормление с этой должности.
Кстати, отметим, что объем коррупционных поборов в стране превышает все вместе взятые дефициты всех бюджетов и социальных фондов. Причем, по признанию зам. главы Минэкономразвития Олега Фомичева, за пять лет размер средней взятки в России увеличился в два раза, а МВД вдобавок фиксирует заметное увеличение количества крупных подношений. По данным этой организации, в 2010 году средний размер одной взятки составил 61 тыс. рублей по стране и полмиллиона рублей в Москве, и продолжает расти. Причины понятны.
– На протяжении последнего времени наше законодательство писалось либо самими коррупционерами, либо под дудку коррупционеров, – так оценил ситуацию председатель «Яблока» Сергей Митрохин. – Когда у меня были дебаты с представителями «Единой России», я спрашивал, почему не ратифицирована эта статья (Конвенции ООН по борьбе с коррупцией. – Прим.). Они сказали: тогда нам всех придется посадить или уволить со службы, а это невозможно.
А Михаил Прохоров прокомментировал общие последствия социально-экономической политики последних лет:
– Это системная деградация всей нашей страны. Первая волна деградации затронула промышленность, и она рухнула. И что мы имеем? Фактически являемся сырьевым придатком. Наступает вторая волна. У нас деградирует все то, что связано с воспроизводством человеческого капитала, – образование, здравоохранение, культура. Деградирует социальное жилье, гарантии молодым родителям, уникальная медицина. Буквально все.
Добавим к этому общее падение жизненного уровня, приводящее к фактическому вымиранию россиян. Даже по официальным данным Росстата, реальные располагаемые денежные доходы населения страны сократились с начала года на 3,7%, причем в мае падение удвоилось и составило минус 7%. Численность постоянного населения Российской Федерации с начала года уменьшилась на 66,1 тыс. человек, что в 1,6 раза больше, чем за этот же период прошлого года. При исключении миграционного прироста показатели вырастают еще полуторакратно. А представители основной государственно образующей нации, русские, сокращаются темпами около 100 тысяч человек в квартал.
Немалая вина за уничтожение российского социально-экономического потенциала лежит на чубайсовской реформе энергетики.
Как считает Булат Нигматулин, первый заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (Москва), преобразования привели к резкому ухудшению всех характеристик.
– В последние 10 лет мы наблюдаем беспрецедентную череду крупных аварий, – отмечает профессор. – Одна из главных причин в том числе низкий уровень управления компаниями. Показатели работы отрасли соответствуют уровню середины прошлого века! Надо немедленно восстанавливать связи, которые были в дореформенной энергетике.
По мнению генерального директора «КрасКома» Анатолия Матюшенко, подобное прошла Великобритания, которая точно так же некогда распродала свою энергетику. Бизнес выкачал из нее деньги, потом бросил. В результате за счет госсредств все пришлось опять восстанавливать.
– Очевидно, что Россия повторяет этот путь, – с горечью отмечает самый авторитетный коммунальщик Красноярья.
– Если пути развития энергетики будут такими, какими их наметил Чубайс, то нашу страну ждет очень печальное будущее, – согласен с этими высказываниями спикер Заксобрания края Александр Усс.
По оценке уже упомянутого Института проблем естественных монополий, своего предельно допустимого верхнего значения стоимость электроэнергии достигла в 2010 году, и ныне она по паритету покупательной способности гораздо выше, чем в ЕС, не имеющем собственных энергоресурсов.
Это подтверждает директор департамента РусАла Алексей Кочешков. По его словам, с 2011 года алюминщики впервые в истории российских предприятий покупают электроэнергию по ценам более высоким, нежели их основные зарубежные конкуренты.
Но отчаянные мольбы товаропроизводителей к властям к существенным результатам так и не привели. В ответ сверху слышатся бесконечные мантры на тему ограничения предельного роста цен на электроэнергию 15 процентами к уровню прошлого года. В то же время энергетики продолжают выставлять платежки с запредельными тарифами, а профильное федеральное министерство меланхолично заметило, что «ограничение роста цен на электроэнергию на уровне инфляции экономически необоснованно».
– Мы до сих пор живем при прогнозных ценах и только в июле рассчитываем получить фактические. Причем от региональных властей мало что зависит, – признал министр промышленности и энергетики края Денис Пашков.
Вот так и существуем. Надеялись на позитивные решения по налогообложению – получили обещания «на будущий год». По энерготарифам пока нет и этого.
Весь июнь, по сути, прошел в напрасных ожиданиях. Может быть, в июле что изменится?
Абсолютно все, что у нас делается, делается в интересах узкого круга лиц и в ущерб всем остальным лицам. (Сергей Митрохин)