Новое платье для голого короля

Так же, как любые усилия российских властей по сокращению чиновников оборачиваются ростом их численности, потому как борьба пчел против меда по определению обречена на провал, в той же степени меры по наведению порядка даже под девизами приближения к европейским нормам и ценностям в нашей стране всякий раз завершаются очередной централизацией, ущемлением провинции, стягиванием полномочий к Москве.

С начала года сайт Правительства РФ www.zakupki.gov.ru является единственным официальным источником для публикации информации в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

По предварительным данным Минэкономразвития, объем проходящих на этом ресурсе торгов превысит 3 триллиона рублей в год. С учетом того, что в последнем декабре по 94-ФЗ было реализовано заказов на 216 млрд. рублей, прогноз вполне реализуемый. Декларируемой целью нововведения заявляется желание правительства добиться того, чтобы поставщики товаров и услуг могли в честной конкуренции выигрывать конкурсы, аукционы, тендеры.

А что еще они могут заявить? И, с другой стороны, кто в это поверит? Разумные люди подозревают в новации в основном корыстные намерения по дальнейшему сокращению степени свободы региональных властей и бизнеса. Ведь уровень критичности у наиболее активной части населения уже сопоставим с тем, который был на излете существования СССР.

Причина этому – чрезвычайно высокий уровень демонстрируемого сверху цинизма, в том числе при «распиле» бюджетных денег. То, что переход к системе государственного и муниципального заказа в рамках 94-ФЗ сам по себе привел в основном к распространению коррупции как вглубь, так и вширь, очевидно каждому разбирающемуся в теме человеку. Ведь теперь стало нужно платить «откаты» не только распорядителю кредитов, заказчику, надзорным органам, но и организаторам аукционов. А зачастую и другим участникам – чтобы они не слишком «роняли» цены и вовремя уступали лоты. Это если забыть о немалых прямых бюджетных расходах на содержание служб госзаказа, непосредственном росте числа чиновников.

С централизацией торгов появляется еще немалое количество кабинетов, куда надо будет заносить подношения. Для того чтобы получить инсайдерскую информацию или гарантировать себя от неожиданных технических накладок, да мало ли какие способы «покосить на своей поляне» изобретут весьма компетентные в таких делах люди. Кроме того, концентрация информации в ограниченном и контролируемом перечне источников облегчит имеющим административный ресурс столичным фирмам реализацию акций по дальнейшему вытеснению местных производителей. Раньше была надежда, что хоть какие-то сведения о торгах они не заметят и удастся обойтись без их удушающего воздействия на решения региональных властей. Теперь на это рассчитывать не стоит.

– Электронные торги – это хакеры, умельцы тормозить информацию, – считает генеральный директор УК ООО «Сибиряк» Владимир Егоров. – Такой опыт уже имеется. Нужные им цифры проводят, по конкурентным заявкам организуется сбой. Они попадают в систему уже после завершения процедуры, и ничего доказать невозможно. Якобы технический и не зависящий от воли организаторов форс-мажор, а то и вина самих участника. И все это оспорить гораздо сложнее, чем в привычной ситуации. Уже очевидно, что любая реализуемая по внешним западным лекалам система у нас становится своеобразным «симулякром», похожим на оригинал лишь формально. Внешнее сходство придает гордости власти, возможность заявить: «Ну вот, и у нас все как у приличных людей, в цивилизованном мире, к которому мы так стремимся». Но основа-то другая. В отличие от нашей ситуации, у них поощряется лишь честный бизнес и безжалостно преследуются злоупотребления. В нормальных странах не только доказанная коррупция, но и сам факт обладания деньгами, происхождение которых нельзя объяснить, является преступлением. Вспомним известного гангстера Аль Капоне, которого посадили за решетку на долгие годы не за бандитизм. Это доказать не удалось. В тюрьму мафиози загремел за то, что даже не он сам, а его супруга была владельцем шикарного особняка при полном отсутствии у семьи легальных доходов. Причем уверения в том, что это подарок от друзей, в расчет приняты не были. Большие сроки можно получить за непредставление налоговой декларации или если «забыл» внести в нее даже достаточную скромную сумму.

А у нас, к примеру, на популярном местном сайте с прошлого года висела перепечатка аргументированной (со ссылкой на «Викиликс») американской информации о том, как известный красноярский чиновник, всю жизнь проработавший замом у разных губернаторов, инвестировал в экономику США десятки миллионов долларов. Это при тысячекратно меньшем декларируемом доходе. Полмесяца – никакой реакции. Ни возмущения властей, ни судебных исков о защите чести и достоинства, ни заявлений о том, что с этим делом надо разобраться. Не было даже попыток отцензурировать сайт, снять публикацию. А зачем? Вы, плебс, там внизу пишите и думайте что хотите. У нас вверху, как говорится, все равно все кругом согласовано и повязано. Собаки лают, а караван с бюджетными деньгами продолжает неспешно шествовать в теплые края. Наконец, появилось опровержение краевой антикоррупционной комиссии, вызвавшее у части моих знакомых презрительно-брезгливое отношение к этой структуре. А у других насмешливо-ироничное. Потому что вместе с опровержением был заботливо разослан переведенный на русский язык исходник, в результате чего с материалом ознакомилось не в пример большее количество людей.

У меня нет сомнений, что наряду с прочими пилятся и откатываются средства, выделяемые по программе противодействия коррупции. И соответствующие структуры, по сути, являются столь же бесполезными, как и многочисленные службы госзаказов, охраны прав граждан, советы, думы и парламенты, послушно штампующие решения исполнительной власти, и так далее. Причем, об этих проблемах в любом случае знают все.

– Можно долго обманывать одного человека, можно недолго врать целой стране, но невозможно бесконечно обманывать всех, – говаривал министр пропаганды нацистской Германии доктор Геббельс. Правда рано или поздно выплывает наружу. А примеры «Викиликса» и публикаций адвоката Навального про масштабы воровства при строительстве ВСТО показывают: в инет-обществе практически невозможно предотвратить повсеместное распространение попавшей туда информации.

И чем дальше, тем все большему количеству людей хочется цитировать Гамлета: «В нашем королевстве пахнет гнилью». В ситуации, когда никто не обязан объяснять налоговую чистоту своих доходов, все мероприятия по борьбе с коррупцией бессмысленны. Это понятно любому. Кроме тех, кто с самого верха заявляет громогласные декларации по очистке рядов, сокращению бюрократизма и так далее.

И потому электронная централизация торгов, по сути, ориентирована лишь на то, чтобы перераспределить большую часть «отката». Создать новые «взяткоемкие» чиновничьи должности для своих подельников. И финансово помочь «близким» структурам.

– Цена вопроса баснословная, – утверждает Кирилл Кузнецов, руководитель Центра эффективных закупок «Тендеры.ру». – Ведь на счетах операторов окажутся миллиарды – открытый аукцион в электронной форме требует в обязательном порядке внесения всеми поставщиками солидных средств, которые будут в том числе использоваться для обеспечения заявки на участие (до 5% от начальной цены каждого контракта).

Кто бы сомневался.

Чиновники систем муниципального и госзаказа всех уровней любят заявлять об огромной экономии, которую их деятельность обеспечивает бюджету. 100 млрд. в 2006 году, 220 млрд. в 2008-м. В этом, наверное, будет полтриллиона. – К примеру, по лекарствам, вакцинам, когда начальная цена была 3,5 миллиарда рублей, то конечная – уже миллиард. Другой лот: 40 миллионов начальная цена, 900 с лишним тысяч – конечная. Чувствуете разницу? – гордится начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Михаил Евраев.

Любому разумному человеку очевидно: такое падение цены возможны лишь при очень неграмотном согласовании первоначальной сметы. Или, во втором варианте, что еще хуже, будут большие проблемы у потребителей, которым вместо качественной продукции подсунут брак, в лучшем случае контрафакт. Напомню, что речь идет о лекарствах!

– Зарубежные заказчики торги не так проводят. Я участвовал, знаю. Там тендеры с упором на другое. Смотрят, у кого лучше производственная база, техника, люди, опыт. Кто наверняка сможет построить, – утверждает Владимир Егоров. – Если и торгуются, то в стоимости метра, но до определенных пределов. Потому что знают: значительное падение цены по сравнению с составленной профессионалами сметой означает замену материала на худший, брак, потерю качества, гораздо большие потери в будущем. Но у нас это уже понимают. Вопрос поднимался на самом высшем уровне, и закон о госзакупках будет корректироваться.

А пока – деньги продолжают «пилиться». Требующих «откаты» «конкурсных» рейдеров все чаще оставляют один на один с объектом при невозможности исполнения контракта за указанные суммы. Срываются сроки строительства, множатся судебные заседания, бюджетные средства разворовываются или попросту не осваиваются. И все это на фоне победных реляций об эффективной работе многочисленных служб, обслуживающих госзакупки.

Газета «Строитель»

Запись опубликована в рубрике Проблемы и решения. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий