От того, каким образом то или иное событие освещено в СМИ, в каком ракурсе подадут его журналисты, зависит общественное мнение. В каком виде информация должна выходить от участников градостроительного процесса в СМИ, и в каком виде от СМИ ее должны получать читатели?
У кого что болит
Читательско-зрительско-слушательская аудитория отнюдь не однородна по своему составу: если чуть утрировать, то круг интересов пионеров и пенсионеров все-таки отличается. Для СМИ, так или иначе освещающих градостроительную тематику, формат издания определяют три основные (целевые) группы – чиновники, строители и все остальные. И от того, на какую из этих групп ориентировано издание, во многом зависит, в каких СМИ стоит размещать (а в каких не размещать вообще) информацию (и какую) для всестороннего освещения градостроительной деятельности.
Условно исходящий поток информации по градостроительной тематике можно разделить на группы:
1. Законодательная инициатива (официальные информационные сообщения).
2. Протокольное («коверное») освещение события (в форме отчета).
3. Профессиональная подача информации для градостроительного сообщества (архитекторы, проектировщики, строители) в виде репортажей, интервью и аналитических материалов.
4. Инновационные предложения (информация о новых технологиях в строительстве).
5. Информации для широких кругов населения (очерки, корреспонденции).
6. PR-информация (по сути, любая позитивная информация).
Каждое из изданий, представленных на рынке СМИ Красноярского края, подходит для освещения вполне определенных аспектов градостроительного процесса.
Для размещения официальной информации подойдут издания, способные донести необходимые сведения до чиновников различных уровней: краевых, муниципальных образований, ЗАТО и т.д. Такие издания – как краевое, так и муниципальное, – отличающиеся высокими тиражами и отлаженным механизмом распространения, есть. Есть в крае и издание для чисто протокольного освещения событий. А вот для профессиональной подачи информации с элементами анализа и прогноза для строительного сообщества наиболее подходящим (да и, пожалуй, единственным на сегодня) изданием может стать газета «Строитель» – ее тираж, продублированный на интернет-сайте, вполне покрывает потребность в информации у специалистов.
Понятно, что материал о строительстве дачных домиков, например, прекрасно впишется в формат издания с садово-огородной тематикой, строительство медицинского центра – с медицинской и т.д. И вообще, информацию для широкого круга читателей, будь то строительство ГЭС или нового микрорайона, можно разместить практически в любом общественно-политическом издании, ограничением может стать разве что небольшой тираж. Для PR, по понятным причинам, желательно использовать еще и телевидение: каналы с достаточно большим охватом аудитории подойдут как нельзя лучше.
Пара фраз о рекламе в печатных СМИ
Между государственными (корпоративными) и сугубо профильными СМИ есть два основных отличия. Первое, это то, что профильные СМИ никто конкретно не финансируют (они существуют за счет рекламодателя), и второе – формат публикаций. В силу своей специфики профильные СМИ, например, не публикуют материалы событийного (чисто новостного) характера даже на коммерческой основе.
Как пример: на предприятии в Красноярске запущен цех по производству цветной кровли по уникальной технологии. Новость? Конечно. Но если в общественных и общественно-политических СМИ материал об этом событии может быть подан как новость, то в профильной газете «Строитель», в соответствии с форматом, материал обязательно будет содержать сравнительную характеристику кровельного материала, комментарии специалистов, все то, что может заинтересовать целевую аудитория газеты – строителей.
То есть формат предоставляемой СМИ информации, в зависимости от целей, может быть различным. Да и тот минимум информации, который необходим различным СМИ для правильного освещения одного и того же процесса, может быть разным. И если, скажем, общественное издание вполне может ограничиться рерайтом пресс-релиза и парой фотографий, а общественно-политическое – публикацией протокольных записей и комментариями должностных лиц, то для профильного СМИ этого явно недостаточно. Для профессионального освещения помимо доступа к официальным документам – пресс-релизам, протокольным записям и т.п. требуется личное присутствие и, главное, «доступ к телу» ньюсмейкеров – должностных лиц, специалистов, экспертов.
Взгляд со стороны…
Известно, что одни и те же факты можно осветить по-разному. Это зависит как от ньюсмейкера, так и от журналиста. Что касается ньюсмейкера, то если он не специалист по связям с общественностью (со СМИ, если уж на то пошло), требовать от него ясного изложения проблемы на уровне обывателя сложно. А между тем непрофильные СМИ разговаривают со читателем (зрителем, слушателем) именно на таком языке.
Что же касается СМИ, проблема, возможно, в том, что формат многих изданий не требует профессионального владения строительной тематикой. Отсюда непонимание сути многих градостроительных проблем и как следствие не совсем верное понимание процесса градостроения. Дело усложняется тем, что многие СМИ почему-то видят свою задачу в поиске виноватого, беря в расчет при этом лишь финансовую составляющую события.
А между тем задачи у градостроителей настолько обширны, что решить их без помощи СМИ затруднительно. Потому что, когда задачи ставятся глобальные, помощь СМИ может оказаться поистине бесценной: кто, если не средства массовой информации, могут обратить внимание общественности на ситуацию, кто, как не СМИ, могут привлечь внимание к болезненным проблемам строительной отрасли и дать позитивные(!) ответы на возникшие в обществе вопросы?
С другой стороны, в своей работе журналист вынужден всегда опираться на факты и авторитетные мнения. В том числе на факты, которые могут ускользнуть от внимания градостроителей, но которые неизбежно когда-нибудь да всплывут. И мнение экспертов в смежных областях (а иногда мнение журналиста, это мнение озвучивающего) может помочь градостроителям разобраться с некоторыми фактами непосредственно в процессе работы и тем самым избежать нежелательных последствий в дальнейшем.
…И изнутри
Как бы то ни было, задача СМИ вовсе не в том, чтобы решать вопросы, как раз наоборот – прерогатива СМИ эти вопросы задавать. Причем задавать профессионально. Чтобы материал не выглядел как набор журналистских домыслов, например, на тему прозрачности финансовых механизмов при строительстве, с позиции мировых цен на нефть (хотя и это имеет отношение к рассматриваемому вопросу), профильное СМИ рассмотрит ситуацию, например, с позиции энергетиков, безбожно взвинтивших цену на подключение строящихся объектов к своим сетям.
Градостроители не должны молчать и сносить обвинения во всех тяжких. Хватит вариться в собственном соку. Да, строители должны строить, а не общаться со СМИ, но кто, как не СМИ, может рассказать, чего стоит (не в денежном эквиваленте, конечно) возвести новое здание. Кто расскажет, какие проблемы приходится решать на этапе проектирования? Кто, наконец, напомнит строителям, что все они – от подсобного рабочего до главного архитектора – зодчие. О том, что это они создают архитектурное лицо края, а архитектура во все века считалась искусством, более того, искусством глубоко идеологизированным?
«Сколько слухов наши уши поражает…»
Обеспечение СМИ нужной информацией как минимум оградит работу градостроителей от журналистских домыслов. В качестве примера: администрация края, похоже, настроена серьезно: ветхое жилье в центре краевого центра планируется снести, а на этом месте разбить скверы и построить парковки. Недаром именно вопрос парковок был вынесен на самое первое заседание только что образованной краевой градостроительной комиссии. Так вот, чтобы потом местные (да и федеральные) СМИ не пестрели заголовками типа «Коренных красноярцев вышвырнули за 101-й километр» или «Олигархическая лимита захватила исторический центр – коренные красноярцы вынуждены ютиться в халупах на окраине», необходимо планомерно (и, возможно, настойчиво) разъяснять журналистам как текущее положение дел, так и собственную позицию.
Но даже при этом условии там, где журналист со стороны видит голый факт, профильный журналист ищет причину. И тогда, например, более важным становится не то, что строящийся объект не сдан вовремя, а то, что у заказчика неожиданно появились новые требования к объекту, то есть прервалась связь заказчик – исполнитель.
Можно, конечно, во всем винить недофинансирование как следствие падения мировых цен на нефть. Но важно разве это? Проблемы любого профессионального сообщества решаются обычно в границах сообщества – с этим не поспоришь. Но проблемы градостроения это не проблемы одних лишь строителей, слишком уж большой круг самых разных специалистов включает в себя это понятие – градостроение. И задачей СМИ становится как помощь в консолидации усилий всех участников градостроительного процесса, так и привлечение внимания самых широких слоев общественности к, казалось бы, сугубо строительным проблемам.
Для профессионального сообщества важен поиск не виноватого, а точек соприкосновения. Проблема в том, что участники градостроительного процесса привыкли разговаривать на профессиональном языке: многое из того, что им кажется очевидным, требует разъяснения. Большой плюс профильных СМИ, как участников этого процесса, в том, что им ничего разъяснять не требуется. И тем не менее предоставить по возможности полную информацию просто необходимо. При этом, однако, не стоит забывать: журналист профильного СМИ не маг, который может создать видимость успешного функционирования не способной на это политики или программы.
Что за «хреновина»?
Правильное освещение процесса в СМИ позволяет исполнительной власти без лишней дерготни и метаний выполнить свою функцию по консолидации усилий всех участников градостроительного процесса – какой она видится сегодня, а не зациклиться на решении текущих вопросов, когда не успел губернатор спросить: «А что это за хреновина?», как назавтра в экстренном порядке собирается совещание и решается вопрос по «хреновине».
К сожалению, примерно по такой же схеме (в погоне за «хреновиной»-сенсацией) работают некоторые журналисты. В общем, перефразируя классика: их испортил финансовый вопрос. А между тем то, что так называемый мировой кризис – чисто финансовый, не знает разве что самый ленивый журналист. Но это ведь не повод все сводить к деньгам. Даже в области градостроения разных людей интересуют вполне определенные вопросы, и это не всегда сакраментальное «Где деньги?».
Скажем, абсолютно понятно, кого может интересовать строительство детсадов, школ и детских медучреждений. Понятно также, что может написать представитель СМИ о таком строительстве, если сам разбирается в проблеме на уровне обывателя. Однако привлечь внимание к болезненным проблемам строительной отрасли и дать позитивные ответы на примере практики отдельных компаний может любое СМИ. На уровне обывателя (читай – налогоплательщика), возможно, и если пожелает, но – может. А вот информацию для профессионалов должны все-таки оформлять профильные СМИ.
– Как прикажете, мессир? – спросил Фагот у замаскированного.
– Ну что же, – задумчиво отозвался тот, – они люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… Ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца. Обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних… Квартирный вопрос только испортил их.Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»