С широко закрытыми глазами

innov001В те времена, когда фонтаны в городе росли как на дрожжах, а на городской ратуше все четыре циферблата показывали разное время, один столичный гость рассказал короткую прибаутку, которую, как ни странно, он привез с собой из первопрестольной: а часы-то у вас в Красноярске – не фонтан…

Ответственно заявляем: мы любим свой город. И поэтому согласны с архитекторами, когда они говорят, что у нас в городе нет архитектурной культуры, нет культуры градостроения. Совсем недавно Союз архитекторов пытался обратить внимание журналистов на свои проблемы, в частности, на отсутствие элементарного уважения к архитектору как к профессионалу.

– Нашим уважаемым архитекторам постоянно приходится, вопреки здравому смыслу, идти на поводу у инвесторов, чтобы реализовать тот или иной проект, – заметила на одном «круглом столе» Татьяна Лисиенко, начальник мастерской градостроительного проектирования. – Это здание может быть красивым снаружи, но неудобным внутри, без необходимых подъездных путей и парковок. И главное – оно может не вписываться в местный ландшафт.

И это только вершина айсберга. Если копнуть глубже, то у нас вообще нет никакой культуры, даже культуры домостроения. В Красноярске большая часть зданий и сооружений возводится и отделывается по технологиям каменного века из морально устаревших материалов. Бизнес неохотно вкладывает деньги в инновационные технологии и строительные материалы, которые для нас в диковинку, а в цивилизованных странах без них строительство домов представить трудно. Одной из возможных причин является сложившийся на протяжении многих лет формальный подход к строительству и максимальная оптимизация затрат. Застройщик не мотивирован применять более дорогостоящие, но экологически совершенные материалы с уникальными техническими параметрами.

Впрочем, обвинять красноярских бизнесменов в нежелании развивать инженерную мысль не стоит. Они в первую очередь бизнесмены, то есть люди, которые умеют считать деньги. Это их работа. Скажем больше, многие из них мечтают делать дома лучше и комфортнее, дома, которые бы украшали город, но проклятый калькулятор никак не сводит концы с концами. Одни налоги убивают всяческое желание хоть как-то приблизиться к европейским стандартам (сознательно умолчим об аукционах и подключениях). Свою ложку дегтя, конечно, добавил кризис, но, по большому счету, дело не в нем, а в потребительском отношении городских и краевых чиновников к строительному комплексу. Без активного участия власти, без разработки комплексных мер, стимулирующих бизнес вкладывать средства в проектирование и строительство таких зданий, которые бы не только подчеркивали неповторимый ландшафт Красноярска, но и являлись уникальными в плане использованных при их возведении инновационных и нанотехнологий. Если об этом сегодня не задумываться, что не за горами день, когда весь город станет единым спальным районом из безликих коробок, построенных по национальному проекту «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». А спустя еще какое-то время город столкнется с проблемой, что все эти дома, ориентированные под социальное жилье, сделаны абы как, на скорую руку, и требуют капитального ремонта.

Почему бы красноярскому муниципалитету не перенять опыт хотя бы соседей?

В Томской области уже несколько лет действует региональная целевая программа по развитию инновационных технологий во всех сферах бизнеса, в том числе строительстве. Строительство домов с использованием современных экологических материалов и энергосберегающих технологий, с комфортной планировкой и оригинальным внешним видом всячески поощряется и стимулируется местными властями. За сравнительно небольшой срок в Томске сформирована культура инноваций, как у строителей, так и у проектировщиков. Застройщики не просто привлекают потребителей рекламой своих домов, где использованы новые технологии, но и бравируют друг перед другом современными подходами к строительству. У нас такого нет, а хотелось бы.

Второй возможной причиной низкой культурой домостроения в Красноярске является элементарный информационный вакуум вокруг современных технологий. Многие строители и проектировщики порой с удивлением узнают о вещах, которые в развитых странах успешно применяются уже не один десяток лет. В этом есть доля вины и самих предприятий, занимающихся внедрением современных технологий и материалов. Они недостаточно внятно рекламируют свой товар, неэффективно используют инструменты маркетинга. Соответственно, вся информация об их продукции не доходит до широкой аудитории.

Совершенно непонятно, что мешает при разработке проектной документации таких социальных объектов, как больницы, детские сады, школы, вместо обыкновенной керамической плитки закладывать в проект использование экологической антибактериальной? Незнание? Дороговизна? Или экономия? Скорее, незнание и непонимание преимуществ. Отсюда и предвзятое отношение к цене. Понятно, что антибактериальная плитка дороже, но насколько. Это уже другой вопрос, а им не задаются. Однако наше здоровое будущее вообще бесценно в самом лучшем смысле этого слова. И таких примеров можно привести множество.

Есть и обратные примеры. Навесные вентилируемые фасады. Действительно, передовая технология. Но нельзя же весь город увешивать ими без разбора, без учета архитектурных особенностей соседних строений.

Находясь в центре страны, мы безнадежно отстаем от соседних регионов по оснащению домов энергосберегающими и теплосберегающими системами. У нас только начинают об этом задумываться, и то благодаря развитию малоэтажного строительства, где без таких технологий не обойтись. В том же Томске малые предприятия целенаправленно занимаются созданием бизнес-инкубаторов, задача которых не просто внедрить инновационную технологию, а опробовать ее на практике, сделать расчеты окупаемости и уже после предложить строителям и проектировщикам. То есть в процессе строительства, кроме самого застройщика, задействованы силы государства и малого бизнеса. Это и есть тот комплекс мер, о котором мы говорили ранее.

Что нам мешает сделать нечто похожее? Ну или снять модель под копирку, если со своими идеями туго? Кризис? Кризис рано или поздно все равно закончится, однако отныне покупатели будут еще более придирчивы к качеству. Экономический ступор научил потребителей разумно экономить и более трепетно относиться к своим сбережениям, чем прежде.

С выходом из кризиса вряд ли вернутся прежние времена, когда застройщики продавали помещения с черновой отделкой по цене атомного реактора. Строители будут вынуждены задуматься о преимуществах своих квадратных метров и современных технологиях, которые позволят достойно конкурировать с квадратными метрами других участников рынка. Очевидно, что дома, построенные по самым современным технологиям и уникальным архитектурным проектам, дома, имеющие преимущества в плане экологичности, экономии электроэнергии и тепла, квартиры, комфортные во всех смыслах, будут выгодно отличаться от стандартных устаревших коробок, со стандартной для советских времен планировкой и начинкой. Поэтому строителям, особенно проектировщикам, необходимо все же внимательнее относиться к предложениям малого бизнеса, касающимся передовых технологий. А их, поверьте, предостаточно.

Не для того задуманы выставки, чтобы участвовать в них в качестве докладчиков на конференциях и устраивать «круглые столы», а для того, чтобы искать новые пути развития строительного рынка. Умение идти в ногу со временем, а то и на шаг опережать его – это своего рода талант, гарантирующий стабильность будущего, в которое почему-то мы боимся заглядывать. Хотя всем известна прописная истина, что шансов выиграть больше у того, кто смотрит в перспективу и делает ход первым.

Газета «Строитель»

Запись опубликована в рубрике Стройиндустрия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий