Сегодня практически невозможно отрицать, что автостоянка наравне с детской площадкой или зелеными насаждениями должна стать равноправным элементом городской инфраструктуры. Вряд ли автовладельцы «оккупируют» газоны в силу своей врожденной подлости; кому придет в голову припарковаться на детской площадке при наличии хотя бы простой заасфальтированной площадки во дворе с минимумом удобств.
Впрочем, как говорится, в семье не без урода, да и мнение, даже если его трудно отрицать, можно элементарно игнорировать. Что и происходит в большинстве случаев: проекты жилых микрорайонов не предусматривают ни строительства гаражей, ни оборудования стоянок, огромные пустыри зарастают сорняками, а машины – в лучшем случае! – паркуются, мешая друг другу и пешеходам, в узких проездах.
Казалось бы, все просто: оптимизация жилой среды, повышение комфорта и безопасности жизнедеятельности в жилой застройке невозможно без учета рационального размещения автостоянок и объектов автосервиса для принадлежащих населению автомобилей, а при оценке потребительских качеств современного жилища необходимо учитывать наличие мест для размещения транспортных средств в непосредственной близости от жилья их владельцев. И это притом что согласно градостроительным нормам (СНиП 2.07.01-89) в жилых районах для постоянного хранения должны быть предусмотрены стоянки не менее чем 90% расчетного числа индивидуального транспорта.
Неуклонно растущее количество автомобилей и неудовлетворительное качество транспортной схемы в Красноярске давно уже стали притчей во языцех. Собственно, динамику процесса автомобилизации России в определенной степени отражают отечественные градостроительные нормы (СНиП II-60-75 и СНиП 2.07.01-89), в которых приведены средние расчетные показатели соответственно 150-180 и 200-250 автомобилей на тысячу жителей. В Красноярске, как во многих городах России, уровень автомобилизации давно перешагнул верхний нормативный порог, более того, проблема автомобиль-город обостряется с каждым годом.
Существует мнение, что основная проблема для размещения автостоянок и обслуживающих их объектов – это потребность в дополнительных городских площадях. И что такая потребность в дополнительных территориях для размещения автотранспорта характерна практически для всех крупных российских городов. Но так ли это?
Что касается Красноярска, то здесь исторический, административный и деловой центры ютятся на пятачке размером несколько кварталов. И можно с уверенностью сказать, что проблема поставить машину на стоянку (да и просто припарковаться) в центре города стоит настолько остро, что ее не пытался решать разве что очень ленивый: обсуждение проблемы идет на всех уровнях власти, над этим вопросом работает краевая градостроительная комиссия, ее обсуждают архитекторы.
Гладко было на бумаге
Решением проблем автопарковки власти Красноярска намеревались активно заняться еще в январе 2006 года. В 2007-м, когда главой департамента градостроительства администрации Красноярска был Анатолий Григоренко, планировалось создать более 40 многоуровневых автопарковок. Две из них должны были появиться в центре города – возле здания мэрии со стороны ул. Карла Маркса и возле театра оперы и балета с северной стороны – уже в 2007 году. Тогда же, в 2007-м, рассматривались варианты строительства парковок на набережной по ул. Дубровинского рядом с Коммунальным мостом, под площадью Революции, а также под привокзальной площадью.
В 2008-м проявили инициативу коммунальщики, которые начали оборудовать парковочные карманы во дворах Октябрьского района. Причем, как заявляли коммунальщики, стоимость работ по строительству парковочного кармана уже включена в оплату услуг ЖКХ, и для того, чтобы во дворе появилась стоянка, жители домов должны были всего-то провести собрание, написать заявление о строительстве парковки и сдать его по месту оплаты коммунальных услуг.
В 2009-м администрация Красноярска начала изучать мнение горожан, чтобы принять решение об организации площадки для стоянки машин на набережной Енисея.
Январь 2011 г. «Сегодня мы рассматриваем возможность строительства автопарковок, особенно в центральной части Красноярска, с учетом внутридворовых пространств», – заявил тогда ныне экс-руководитель департамента градостроительства Игорь Иванов, добавив, что нескольким фирмам уже выдано разрешение на строительство трех больших парковочных мест, а еще девять проектов проходят согласование жителей, живущих в окрестностях будущей стройки.
Для подземных парковок все так же планируется использовать площадь Революции и Красную площадь. Кроме того, один из застройщиков якобы уже получил разрешение на строительство подземной стоянки на 800 мест в районе ТЦ «Метрополь» и нового здания Арбитражного суда. «При вводе в эксплуатацию второй части краевой филармонии мы будем иметь какую-то часть подземной площадки для автостоянок», – подчеркнул тогда Иванов. Что касается возможности закрытия переулков, перпендикулярных основным магистралям города в центре, чтобы там можно было размещать автомобильные средства, – это администрация краевого центра «планирует» регулярно.
На круги своя
Самые, пожалуй, серьезные шаги в этом направлении (найти парковочные места в центре) сделала недавно созданная краевая градостроительная комиссия. Была рассмотрена обновленная «Гражданпроектом» схема размещения парковок в центре города.
Но вот что сказал по этому поводу главный архитектор края Константин Шумов:
– Говорить, что эта схема окончательно прояснилась, преждевременно. Схема новая и, это очевидно, не просто решаемая, особенно в той части, которая касается многоуровневых парковок. Основная причина в том, что многоуровневые парковки – это частный бизнес, на который ни муниципалитет, ни даже государство напрямую повлиять не могут. Приходится искать источники стимулирования. Каким образом привлечь капитал? Это, например, может быть ускоренная процедура оформления документов, необходимых для строительства. Какой должна быть архитектура – очевидно, что необходим как российский, так и зарубежный опыт.
После целого ряда заседаний-обсуждений – рассматривались дополнительные места размещения парковок: многоуровневых надземных и подземных парковок, плоскостных парковок, вопрос разборки несанкционированных шлагбаумов, организация дополнительных карманов на улицах – было решено передать решение вопроса в руки городской администрации.
А есть ли генплан?
Между тем до сих пор не утвержден даже проект планировки исторической части города. Замечания по нему постепенно устраняются, но их по-прежнему много. А без этого о каких парковках может идти речь?
В то же время, по словам Константина Шумова, «каждый день в центре города паркуется 17 тысяч автомобилей, а организованных мест парковок только на 5 тысяч – налицо диспропорция, и эту ситуацию необходимо решать на уровне проекта планировки». На уровне проекта планировки исторического центра, заметьте, который до сих пор не утвержден. Так есть ли у Красноярска генплан?
Парк (англ. park) – место стоянки и ремонта подвижного состава, отсюда парковать (проф.) – ставить автомобиль на стоянку. Во втором (или даже в первом!) своем значении слово «парк» обозначает большой сад или насаженную рощу с аллеями, цветниками и т.п. Отсюда возникает аналогия: а не та ли это ситуация, когда «отцы города» за деревьями не видят леса?