Премьер-министр Владимир Путин поставил задачу – увеличить объемы жилищного строительства в текущем году на 5 млн. кв. м, или 9%. Но по факту никакого роста в этой сфере нет. Почему? Давайте разберемся.
2011 год политически очень важен: в декабре парламентские выборы, еще через квартал – президентские. Чтобы удержаться у власти, лидерам правящей партии необходимо добиться положительных показателей в столь социально значимой отрасли, как строительство. Однако по стране уже зафиксировано падение почти на миллион кв. метров, или 7%, к показателям прошлого года. А наш край проваливается еще глубже. К примеру, в апреле по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снижение составило более 14%.
Все это происходит на фоне увеличения клиентского спроса и объемов продаж, повлекшего за собой соответствующий рост цен на жилье. Так, по данным Росреестра, в Красноярске число заключенных договоров купли-продажи квартир в мае (и это уже минимум пятый месяц подъема подряд) на 26% больше, чем в апреле, а средняя цена кв. метра за месяц увеличилась еще на 4 тыс. руб., или 12%. Уточним: на росте стоимости жилья дополнительно к инфляции и прочим причинам начинает сказываться фактор распродаж инвесторами и застройщиками резервного фонда квартир. А точнее, то, что наиболее экономичные метры уже выбраны, и теперь клиенты в условиях относительного недостатка предложения приобретают более дорогой сегмент жилья. Пока он еще есть.
Более того, впервые за полгода обозначился рост в секторе индивидуального жилья. После затяжного периода падения продаж и цен в мае в этом сегменте отмечено как увеличение стоимости приобретения среднего кв. метра (пусть всего на 2%), так и рост количества сделок (тут скачок почти на треть!).
Строительные мощности края явно недозагружены, предприятия отрасли готовы увеличить объемы работ как минимум в полтора-два раза, что позволит не только удовлетворить растущий спрос и затормозить рост цен на жилье, но и обеспечить рост занятости и доходов населения, наполняемость местных бюджетов. Но строителям этого сделать попросту не дают. И дело не только в том, что за последние три года в городе не состоялось ни одного земельного аукциона. Проблемы возникают с освоением имеющихся заделов, и у тех компаний, которые получают земельные участки путем освобождения территорий от ветхого жилья.
Главное условие – дайте техусловия
Строительство в Красноярске оказалось под угрозой остановки из-за того, что застройщики уже несколько месяцев не могут получить технические условия на подключение к инженерно-технической инфраструктуре, а конкретно к сетям теплоснабжения. Проще говоря, энергетики не дают согласований по теплообеспечению новых домов. Ситуация грозит полным прекращением строительства в городе. Вообще. Исключительно из-за бюрократических препон.
История с прекращением выдачи техусловий для российской чиновничьей системы, в общем-то, тривиальна. Каждый год органы управления утверждают монополистам (и, в частности, энергетикам) новые тарифы – на свет, газ, воду и прочие блага цивилизации. Точнее, утверждают повышение этих самых тарифов. При этом власти балансируют на тонкой грани: с одной стороны, желательно бы не допустить социальной напряженности среди электората, а с другой – не обидеть монополистов, традиционно имеющих мощное лобби во всех правящих эшелонах. Периодически достигнуть компромисса не удается, и тарифы подвисают.
На подключение к сетям теплоснабжения тоже, естественно, существует свой тариф (и немаленький, заметим). И в начале 2011 года краевым властям и энергетикам, скорее всего, не удалось прийти к устраивающему всех решению по поводу того, насколько можно этот тариф поднять. Потому его не утвердили, и энергетики перестали выдавать технические условия.
Но без них застройщики не вправе разрабатывать проекты новых домов. Ведь каждое здание, естественно, будет потреблять определенное количество гигакалорий тепла, и энергетики должны сообщить, что их сети готовы принять эту новую нагрузку. Подтвердить этот факт выдачей техусловий. Но – нет тарифов, нет и техусловий. Причем даже временных, которые раньше часто согласовывались на этапе проектирования. Соответственно, новые проекты в Госэкспертизу не уходят. Потому пока застройщики достраивают объекты, запроектированные ранее, имеющие прошлогодние и позапрошлогодние техусловия.
– Сегодня никто ничего не проектирует, вообще никто, – констатирует Аркадий Семеняков, генеральный директор компании «Культбытстрой».
Естественно, бизнесменов такая ситуация не устраивает, и вопрос поднимался на заседании Союза строителей, в том числе в присутствии Владимира Цапалина, министра строительства и архитектуры Красноярского края. Да что там министр, месяца три назад при обсуждении этого наболевшего вопроса присутствовал Лев Кузнецов, губернатор края. Он, кстати, проблемой вроде бы озаботился и тут же дал поручение министру строительства совместно с энергетиками найти какой-то выход из этой тупиковой ситуации.
Никому невыгодно?
Самое удивительное, что сложившаяся патовая ситуация с техусловиями невыгодна никому. Перед строителями маячит безрадостная перспектива остаться без новых объектов, правительство края не сможет похвастаться хотя бы сохранением имеющихся объемов жилищного (да и прочего) строительства, энергетики не получат денег за выдачу техусловий и новых потребителей. А для потребителей, потенциальных покупателей новых квартир, заветная мечта становится все более недоступной вследствие роста цен из-за, по сути, искусственного дефицита. Страдает и инвестиционный климат края (священная корова региональных властей): кто будет вкладываться в строительство в городе, где на новый объект нельзя получить техусловия? Стадия согласования проекта и так в нашей стране одна из самых продолжительных – экспертизы и согласования занимают около года, и в это время средства инвесторов заморожены, а тут еще она растягивается на неопределенный срок из-за того, что энергетики с властями не могут договориться о тарифах.
С высоких трибун нам, как заклинания, твердят про «создание условий для бизнеса», про «доступное и комфортное жилье», про «наращивание объемов строительства», про «особое внимание к строительной отрасли, обладающей максимальным мультипликативным эффектом», а на деле строителям буквально не дают строить. Причем не из злого умысла, а из-за неумения вовремя решать, в общем-то, обычные, рабочие вопросы.
А может быть, все-таки есть сторона, заинтересованная в том, чтобы срок, отведенный на освоение участков, истек, и тогда их можно будет продать заново, дороже и тем, «кому надо»?
К сожалению, нам пока не удалось получить официальных комментариев по этой теме, но мы обязательно вернемся к обсуждению данного, неожиданно ставшего для отрасли таким злободневным вопроса.