В ожидании гармонизации (по следам публикаций)

В номере № 403 от 12 мая в статье «Почему замерзают красноярцы» была опубликована информация, ставившая под сомнение соответствие заявленных в техпаспорте параметров радиаторов отопления «Сильвер» фактическим. Разъяснения по этому поводу дают специалисты АНО «Красноярскстройсертификация».

Первое. В публикации авторы сообщают, что данные по испытаниям в итальянской лаборатории российских радиаторов отличаются от результатов испытаний, проведенных в отечественной лаборатории.

– Ответ простой: они и должны отличаться. Опубликованная в газете статья затронула очень важную тему, о которой говорят давно, но работа в этом направлении несколько активизировалась, пожалуй, лишь в последний год, – отмечает директор АНО «Красноярскстройсертификация» Юрий Федорович Стоян. – Речь идет об актуализации российских нормативных документов с европейскими.

Дело в том, что приводить данные испытаний, полученные в лабораториях за рубежом, можно лишь с учетом условий, в которых они были проведены.

Испытательные центры у нас и за границей работают по разным методикам. Существуют нормы Европейского Союза (ЕН), а также собственные нормы в каждой стране Европейского Союза, правда, во многих из них они уже гармонизированы с ЕН. Разница в методиках заключается, в частности, в том, что в России и Европе по-разному моделируются помещения, где испытываются радиаторы. По нашим нормам – это неохлаждаемый пол и противоположная прибору стена, заприборная стена утеплена. По европейским – все поверхности камеры равномерно охлаждаемые. У нас расход теплоносителя через прибор составляет 360 кг/час, у них – не более 100. Есть и другие расхождения.

При этом нельзя сказать, что их нормы лучше или хуже. Просто исторически, с советских времен у нас были свои нормы, а в Европе со времени объединения – свои. Причем в Евросоюзе нормы до объединения тоже были разными. Из этого вырастает ключевой вопрос, над которым сейчас работает стандартизация, – гармонизация российских норм с европейскими. Это имеет важное прикладное значение для строительства, так как много продукции поступает из-за рубежа и показатели должны быть адекватными.

Гармонизация с европейскими нормами – процесс очень сложный, потому что Европа далеко ушла вперед по оборудованию и средствам измерения. А ведь переоснащать в соответствии с высоким европейским уровнем придется не только испытательные лаборатории, но и предприятия, производящие продукцию. Позволить себе это могут сегодня далеко не все. Есть и сложность системного характера. Европейские нормы ссылаются в своих методиках на целый комплекс стандартов, естественно, тоже европейских, и мы, в свою очередь, должны их принять, ввести в закон, а это десятки ссылок по любому виду продукции.

Второе. У авторов возникли сомнения в качестве испытаний радиаторов, проведенных в испытательной лаборатории Новосибирска.

– Если говорить о компетентности аккредитованных лабораторий, в которых проводятся испытания, то право оценки их работы принадлежит Ростехрегулированию (Росстандарту), при котором существует апелляционная комиссия, которая рассматривает претензии к их работе.

При наличии таких жалоб аккредитующий орган вправе назначить сличительные испытания и дать свою оценку качеству самих испытаний.

При сертификации предприятие имеет право обратиться в любую испытательную лабораторию, которая имеет аккредитацию на проведение данного вида испытаний.

К сожалению, выбор для предприятий, производящих радиаторы, невелик. В России таких лабораторий несколько. Для красноярцев ближайшая – в Новосибирске.

Третье. Публикация в газете стала основанием для внеплановой инспекционной проверки предприятия ООО «Сильвер».

– Производитель допустил нарушение, – поясняет Оксана Анатольевна Пашко, эксперт «Красноярскстройсертификации», – заключавшееся в том, что после реорганизации предприятия и изменения названия с ЗАО «Сильвер Трейд» на ООО «Сильвер» своевременно на местах реализации продукции не были заменены сертификаты соответствия.

По результатам инспекционной проверки предприятию указано на необходимость строгого соблюдения прав потребителя на получение достоверной информации.

В то же время существенных нарушений в технологии производства на предприятии, которые могли привести к изменению выходных параметров продукции, не обнаружено.

И, наконец, главный вопрос: почему мерзнут красноярцы?

Наверное, от равнодушия. И государство, и общество еще не научилось эффективно противодействовать халтуре в строительстве. Но процесс идет, о чем свидетельствует реформирование технического регулирования и совершенствование законодательной базы. Потребитель становится более активным в отстаивании своих интересов и более защищенным, о чем свидетельствует рост выигранных судов рядовых граждан к крупным застройщикам, производителям и продавцам. Отдельно стоит отметить роль прессы в деле защиты потребителя: она катализатор этих действий. Поэтому чем больше публикаций такого плана, тем будет теплее.

Газета «Строитель»

Запись опубликована в рубрике Проблемы и решения. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий