Пробки. Кто из красноярцев не знаком с ними? Хотя до Москвы нам пока далеко, но все же в этом деле Красноярск вовсе не на последнем месте среди российских городов. К сожалению. А некоторые пессимисты вообще пророчат городу автомобильный коллапс, причем в самом ближайшем будущем. Попробуем разобраться, что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему.
Беда первая: дороги
Начнем с дорог. Нужно их расширить раза в три, и пробок не будет. Тут, пожалуй, будут все довольны. И пешеходы, и автомобилисты, и строители (это серьезные объемы работ), и чиновники, размещающие заказы на строительство автодорог.
Но есть непреодолимая проблема. Денег в бюджете Красноярска никогда не хватит на то, чтобы быстро перестроить, по сути, весь город. Ведь, чтобы значительно расширить дороги, придется и здания переносить.
Между тем дороги Красноярска понемногу расширяют. Но в масштабах города это капля в море. Пока на метр-полтора увеличат участок протяженностью 100-200 метров автодороги, количество автомобилей возрастает настолько, что с лихвой превысит возникшую добавочную пропускную способность автодорог. Может быть, в несколько раз превысит.
Таким образом, то, что сейчас делается, – это лишь некоторая оттяжка транспортного коллапса Красноярска. Дело, конечно же, хорошее и нужное, но явно недостаточное. Все равно что слону дробина.
Может быть, пресловутый новый четвертый мост поможет? Отчасти да, но его эффективность опять же будет примерно сопоставима с существующей практикой расширения автодорог. Ведь этот мост расположен в стороне от основных транспортных потоков, и нет особых оснований предполагать, что эти потоки сколько-нибудь существенно изменят свои направления после окончания строительства моста.
Заметим, что существует и такая проблема, как сверхвысокая стоимость транспортного строительства в России. Она, мягко говоря, значительно выше, чем в европейских государствах. А сопутствует ей еще одна – слишком низкое качество этого строительства.
Все это следствие коррупции. Коррупция стала уже настолько естественной составной частью транспортного строительства, что ее обычными методами правового государства не искоренить, а ведущаяся борьба с коррупцией слишком скромна и слишком напоминает обычный передел собственности и сфер влияния. Впрочем, вернемся к транспортным проблемам.
Неоднозначный пример борьбы с пробками хочет показать Москва. Границы российской столицы собираются расширить за счет Московской области. Якобы, кроме всего прочего, это должно уменьшить пробки. Типичный пример недалекого мышления. Обогатиться строители и чиновники на этом смогут, а вот пробок не будет лишь на новой территории Москвы, да и то сравнительно недолго.
В итоге Москва еще более разбухнет. Она давно играет негативную роль в стране своей перенаселенностью и притяжением все нового населения из малонаселенных окраин страны. Но вместо того чтобы стимулировать переезд какой-то части москвичей, что привело бы к сокращению числа автомобилей в столице, на периферию, выбирается прямо противоположный вариант.
Но ведь это, во-первых, более привычный способ решения проблем, а во-вторых, более коррупционноемкий. Однако хватит о Москве. Ее пример был приведен, прежде всего, чтобы показать примитивность и неэффективность принимаемых решений. А что же делать Красноярску? Может, зря не построили в городе метро? Нет, совсем наоборот, зря начали его строительство. Почти все страны давно отказались от строительства метро, его лишь продолжают развивать там, где начали ранее. К тому же пробки создают не люди, а автомобили, владельцы которых в метро не ездят. Москву это, как известно, от пробок не спасло.
Беда вторая: автомобилисты
Стоит еще раз подчеркнуть, что пробки создают не только неэффективные дороги, но и автомобили. В Красноярске это не грузовой транспорт, не общественный пассажирский, и даже не служебный, а прежде всего личные автомобили. Если бы их количество сократить хотя бы на треть, то проблема пробок в Красноярске была бы практически решена. И общественный транспорт без большого труда справился бы с дополнительным пассажиропотоком.
Но мы уже увязли довольно сильно в путах культа всеобщего потребления, где вещи приобретают не потому, что они нужны, а потому, что они навязаны рекламой. Даже понимая, что их ждут пробки, а поездка на общественном транспорте гораздо дешевле и занимает не намного больше времени, красноярские автомобилисты не откажутся от личного транспорта – из-за привычки, статуса, престижности. Вспоминаются бессмертные строчки классика: «Привычка свыше нам дана, замена счастию она».
Количество личного автотранспорта стабильно растет по всей стране, и до полной насыщенности пока далековато. А гримасы общества массового потребления еще и заставляют все больше и больше использовать автомобиль, что тоже увеличивает перегруженность автодорог.
Все это касается Красноярска, тем более что среди других крупных городов страны он отличается несколько более высоким уровнем доходов населения – наличие в крае природного сырья и источников энергоресурсов создает такой уровень. Так что сокращение автотранспорта на дорогах Красноярска нам не грозит, совсем наоборот, это количество будет только расти, учитывая, что автомобили становятся все доступнее по цене, по условиям покупки (рассрочки, кредиты).
Только резкое и радикальное повышение цен на эксплуатацию автомобилей (бензин, ГСМ и налоги) может сократить количество автотранспорта на дорогах Красноярска. Однако нет нужды говорить, что это вызовет массовое недовольство населения. Не так давно похожее уже было во Владивостоке, и для того чтобы подавить бунт, пришлось самолетами перебрасывать московских полицейских, местные не справлялись.
В поисках решения
Итак, можно прийти к выводу, что обе беды, из-за которых город закупорен пробками, дороги и автомобили, практически не подаются решению. Но, как известно, нет нерешаемых задач, есть люди, не способные или не желающие их решать. Где он, способ ликвидации пробок? Желательно дешевый и быстро исполнимый? К сожалению, такого не знаю. Во всяком случае, пока. Но не верю, что такого способа в принципе нет. Вообще не верю, не верю и в частности, ибо считаю, что на каждую англицкую блоху можно найти русского Левшу. Тем более что искать можно если не по всей России, то по всем ее крупным городам.
Ведь смогли же мы догнать США в ракетно-ядерном вооружении, освоении космоса и еще много в чем таком, по сравнению с которым автомобильные пробки – задача менее сложная. Нужно только поставить такую задачу и проконтролировать ее исполнение.
Может быть, кто-то спросит: почему же, если решение возможно, его не нашли до сих пор? Ох, уж эта неистребимая российская наивность. Пора бы понять, что решать задачи могут не просто люди, а единицы, которые способны предложить идеи, и те десятки, которые способны протолкнуть эти идеи через болото из сотен и тысяч тех, кто совсем не заинтересован в решении, а иногда даже наоборот.
Не заинтересованы в новом потому, что устраивает старое, которое обеспечивает сытную жизнь, такую привычную и благополучную. От добра добра не ищут. Тем более что это новое добро придумали другие, а эффективно реализовать могут только третьи, ибо рожденный ползать (читай – воровать) летать (читай – делать) не может.
А раз не заинтересованы в новом, то сделают все, чтобы сначала опорочить изобретателей нового, а потом и его реализаторов. Своя рубашка ближе к телу, от этого никуда не денешься. Тем более когда эта рубашка столь дорогого стоит! Расширение Москвы, о которой мы уже говорили, – это пример мышления тех, кто сам не может и другим не даст. Все равно что собака на сене.
И еще одна беда. На одного изобретателя приходится как минимум два лжеизобретателя, которые, как правило, более настойчивы, пробивчивы и агрессивны, чем подлинные. И эта настойчивость, пробивная сила и агрессивность ведут к личному обогащению группки избранных, а в плане решения задачи лишь заводит в тупик.
Так что печально, но можно констатировать: пробки в Красноярске есть и, скорее всего, будут еще больше. А так бы хотелось, чтобы решение этой задачи придумали и реализовали именно в моем родном городе. Этим можно было бы гордиться и показать другим городам, что центр России находится в нашем крае.