Строительство в нашем регионе стагнирует по всем направлениям. По официальным данным, за четыре прошедших месяца спад по этому виду деятельности составляет порядка 6% к показателям соответствующего периода прошлого года. Падение касается всех сфер, как жилья, так и промышленных и социально значимых объектов.
Нет, кризис тут вовсе ни при чем. Наоборот, весь 2011 год спрос растет. Так, по данным Росреестра, в Красноярске число заключенных договоров купли-продажи квартир в мае на 26% больше, чем в апреле, и это уже пятый месяц подъема подряд.
Строители и рады бы строить больше, но зачастую им просто не дают. За три последних года в Красноярске не было проведено ни одного земельного аукциона.
Застройщики «добывают» дефицитные земельные участки путем сноса ветхого жилья, самостоятельно решая проблему расселения жителей из домов, не отвечающих никаким нормам. Проблему, которую вообще-то должен решать муниципалитет. И готовы взять на себя решение других социальных вопросов. Например, с детскими садами. Парадоксально, но подобные инициативы бизнеса подчас наталкиваются не на содействие, а на противодействие властей.
Детсад на улице Крайней: быть или не быть?
С 2007 года в Красноярском крае построено всего 4 детских сада, что в 11,5 раза меньше, чем в Свердловской области, в 9 раз – чем в Якутии, в 4,25 раза – чем в соседней Кемеровской области. А это регионы, уступающие нашему крае как по экономическому потенциалу, так и по численности населения. В результате наш город находится на одном из последних мест в стране по охвату детей дошкольным образованием (обеспеченность – около 60% к необходимому уровню). Во многих детсадах значительно превышены все нормативы по численности групп и нагрузке на воспитателей. А порядка тридцати тысяч семей не могут пристроить своих чад даже на подобных, в общем, ненормальных условиях.
При этом механизмы, позволяющие решать проблемы с детсадами, вдобавок без необходимости привлечения бюджетного финансирования, в буквальном смысле лежат на поверхности.
К примеру, по улице Крайней возводятся многоэтажные дома с номерами 3 и 4. Между ними выделен участок под дошкольное учреждение. Но когда бюджет сможет найти средства на его строительство – неизвестно, тем более что в ряде новых микрорайонов – Покровском, на Ястынском поле и так далее детсадов тоже нет.
Улица Крайняя – это ряд выстроившихся вдоль Енисея новых многоквартирных домов, и для проживающих в них молодых семей расположенное в шаговой доступности дошкольное учреждение – вопрос наиважнейший.
Заказчик строительства жилого комплекса, ООО «Бытстрой», уже вложил в подготовку строительства детсада немалые средства. Осуществлен снос ветхих строений, занимавших эту площадку, за счет компании расселены их жители, подведены сети. Теперь, в условиях неопределенности с финансированием, предприятию придется огородить пустырь забором и оставить «до лучших времен». Чтобы потом, причем неизвестно когда, неизвестно кто раскурочил благоустроенные дворы, доставляя неудобства горожанам, вселившимся в новенькие дома.
Петр Карпович Исаченко, генеральный директор ООО «Бытстрой», предлагает альтернативный вариант, который позволит решить проблему детсада буквально за год-другой.
– Разрешите мне поставить на этом месте еще дом, и первый этаж отойдет под детский сад, – утверждает Петр Карпович. – Причем все будет сделано быстро и качественно, гарантией чего служит наш генподрядчик – ЗАО «Фирма «Культбытстрой», которое ни разу не срывало сроков, не допускало брака в своей работе.
Это предложение выгодно всем. Город сэкономит на затратах по строительству отдельного здания до четверти миллиарда рублей, ведь создание одного детсадовского места обходится бюджету в миллион рублей! Жители микрорайона в очень короткий срок получат столь нужное им заведение. Заказчик обеспечит себя и генподрядчика дополнительным фронтом работ, а это опять же рабочие места, налоговые доходы бюджета и так далее. Кроме того, на рынке появится еще порядка сотни квартир, улучшатся разнообразные статистическо-экономические показатели, о которых так пекутся руководители разных уровней.
Так нет же. Очень здравое и выгодное всем предложение местными властями не принято.
– Два месяца отвечать на мой запрос! И такое ответить, – недоумевает Петр Исаченко. – Люди вообще не занимаются тем, для чего их назначили на эту работу!
Ситуация, когда чиновник слепо, а скорее тупо следует существующим и зачастую противоречивым инструкциям, вне зависимости от того, как это скажется на жизни города или края, не пытается рассмотреть вопрос с точки зрения его решаемости в интересах общества, а просто трясется за свое кресло, опасается, как бы не сделать чего не так и в итоге не делает вообще ничего, к сожалению, является вполне обыденной для нашего государства.
Именно об этом говорил и Президент России 6 июня на встрече с учеными.
– У нас это в целом общая проблема, – сказал Дмитрий Медведев. – Зачастую то, что не координируется президентом, не координируется никем. Но это плохо, это означает, что у нас абсолютно устаревшая, несовершенная система управления, которую необходимо менять.
Вряд ли можно оспаривать это утверждение гаранта российской Конституции. Будем надеяться, что вместе с упразднением нынешней системы произойдет и соответствующая смена лиц, которые делают ее настолько не отвечающей задачам развития города, края, страны. Поскольку многие из тех, кто там есть, настолько себя дискредитировали, что само их присутствие в эшелонах власти вызывает у народа отторжение практически любых идущих «сверху» инициатив.
Кто и чего добивается?
Россия – одна из наиболее коррумпированных стран еще с ельцинских времен, заложивших худшие основы нынешнего бытия. Поначалу этого хотя бы стеснялись, не выставляли напоказ. Сейчас же словно наступила вакханалия бесстыдства, объясняемая полнейшей безнаказанностью.
Собственно говоря, участие в «распиле» всего, чего только можно, не оставляет чиновникам времени разбираться даже с не самыми сложными служебными вопросами. А в последнее время в отрасли появилась новая тенденция – решать за счет красноярских предпринимателей проблемы подготовки территорий с последующей передачей их иным структурам.
К примеру, как мы уже отмечали, ООО «Бытстрой» серьезно вложилось в микрорайон «Чайковский». Но пока шло расселение жильцов из частного сектора, самовольно построивших дома и не имеющих на них никаких документов, со всеми вытекающими последствиями в виде затяжных судебных процессов, уговоров и переговоров, срок разрешения на строительство детсада, выданное ООО «Бытстрой», истек. И теперь выходит, что компания сделала городу такой дорогостоящий как бы «подарок». Когда в бюджете появятся средства на строительство детского сада, будет объявлен конкурс, и желающих поучаствовать в нем будет хоть отбавляй.
Когда территория была занята частными домами и не имела ни инженерных коммуникаций, ни подъездных путей, наплыва инвесторов не наблюдалось. Две компании отказались от застройки квартала по улицам Крайняя – Чайковского, перед тем как сюда зашел «Бытстрой». Оно и понятно, ведь затраты на снос и прокладку коммуникаций составили, по словам Петра Карповича Исаченко, порядка 200 млн. рублей. А цена реализации квартир ничуть не превысила установившийся на рынке уровень и стоимость жилья в домах, построенных по соседству, хотя для их возведения не пришлось никого расселять и сети были.
Интересно, что «Бытстрой» пытался получить в районе съезда с Октябрьского моста еще один земельный участок, который не был обременен частной застройкой и имел коммуникации. Получил ответ, правда неофициальный, – на этом месте будет школа. Сегодня каждый, кто выезжает с правого берега на Октябрьский мост, может убедиться – там красуется многоквартирный дом.
– Почемуто, что запретили одному, разрешили другому? – справедливо возмущается Петр Исаченко, – Действуют какие-то непонятные, непрозрачные схемы. Все строители из тех, кто до сих пор выжил и развивается, подтвердят: такое у нас сейчас сплошь и рядом!
Еще интереснее вопрос о судьбе площадки между домами 3 и 4 по ул. Крайней, подготовленной «Бытстроем». Разрешения на дом, даже со встроенно-пристроенным помещением для детского сада, заказчику не дают, ссылаясь на то, что здесь будет отдельно стоящий детсад. Ситуация пока развивается по сценарию, один в один повторяющему историю со школой, которая так и не появилась. Но надежда в иной финал еще остается.
– Будто специально делают все так, чтобы мы не развивались, – с горечью говорит Петр Исаченко. – Строительные предприятия, где работают тысячи людей, могут просто развалиться, сгореть, если ничего не изменится. Это преступная политика по отношению и к строительному комплексу, и к жителям Красноярского края.