Что препятствует внедрению ресурсосберегающих технологий в регионах? Ответ на этот вопрос дали участники «круглого стола» «Реализация программ энергосбережения и повышения энергоэффективности».
Инициатором его проведения стал Красноярский центр инноваций и энергоэффективности, который проводит мониторинг осуществления программ энергосбережения в четырех территориях Сибири. Помимо Красноярского края, это Бурятия, Хакасия и Тыва.
Трудности перевода
Сегодня не только в Сибири, но и во всей России опыт работы с технологиями ресурсосбережения напоминает явление броуновского движения. Процесс идет. Но траектории огромного множества «частиц», политически, экономически и географически объединенных названьем гордым Русь, трудно поддаются систематизации.
– Разрозненность информации о ресурсосбережении делает ее труднодоступной для конкретных потребителей. Центры, подобные нашему, выполняют миссию информационного обмена между участниками процесса, – объяснил, открывая «круглый стол», директор Красноярского центра научно-технической информации Владимир Голубев.
Мониторинг реализации региональных программ энергосбережения, который проводит Красноярский центр, ставит целью собрать и систематизировать все данные по их выполнению. Отладить эту работу с точностью швейцарских часов пока не получается, хотя по сути своей система достаточно проста. В каждом муниципальном образовании назначается ответственный за сбор такой информации, который имеет персональный код доступа в программу и вносит данные за квартал, которые затем отправляются на региональный уровень, оператору. В конечном итоге вся информация поступает в ФГУ «РЭА» Минэнерго России. В чем, собственно, проблема? Не учли, что для многих территорий в Сибири элементарное отсутствие доступа в Интернет – непреодолимая проблема и далеко не единственная.
И солнце, и ветер
Как обеспечить сибирские медвежьи углы электроэнергией? Уже не первый год ведутся разговоры об использовании альтернативных ее источников.
По словам первого заместителя министра по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия Евгения Горюнова, одного из участников «круглого стола», в Бурятии большая часть таких территорий использует энергию дизельных генераторов. Топливо при этом льется рекой, являясь дополнительным источником дохода для тех, кто имеет доступ к его источникам. Бюджет республики ежегодно теряет сотни тысяч рублей. Что делать? В республике в рамках выполнения программы по энергосбережению привлекли специалистов, выясняя, какой из альтернативных источников электроэнергии выгоднее для таких территорий: ветроэнергетика или солнечные батареи (к слову, в Бурятии, по данным метеорологов, количество солнечных дней в году больше, чем в Сочи). Но результаты экспертизы будут готовы только через полгода.
В Тыве уже подготовлена техническая документация по проекту «Солнечная юрта», который, как следует из названия, также основывается на использовании энергии солнца. Он находится в стадии рассмотрения правительством республики.
В Хакасии же провели несколько экспериментов и от этого пути отказались.
– У нас есть несколько ветроэнергетических установок, но они не используются. К сожалению, в наших условиях они неэффективны, как и использование солнечных батарей, – подчеркнул начальник отдела развития энергетики и энергосбережения Госкомтарифэнерго Республики Хакасия Александр Козгов.
В Хакасии в качестве альтернативы ставку сделали на строительство малых ГЭС. В общей сложности по программе их будет построено более двухсот.
Энергоаудит рубль сбережет?
Альтернативные источники энергии – лишь один из векторов целевых региональных программ по энергосбережению. Они также предусматривают проведение мероприятий по энергосбережению в бюджетном секторе, жилищном фонде, системах коммунальной и транспортной инфраструктуры. Итоги пока сложно привести к единому знаменателю отчасти и потому, что есть много объективных факторов, которые тормозят процесс. Один из них связан со сложностями проведения энергоаудита, в частности, с процедурой заключения энергосервисных контрактов.
– В первую очередь, проблемы, с которыми мы столкнулись, связаны с отсутствием в нормативно-правовой базе на республиканском уровне прописанных механизмов правового регулирования такого взаимодействия. Есть и чисто технические сложности, например, непонятно, по какой методике оценивать снижение энергопотребления в бюджетных учреждениях, – считает Александр Козгов.
Программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Красноярском крае на 2010-2012 годы» предусматривает выделение грантов муниципальным образованиям на реализацию их собственных программ по энергосбережению, установку узлов учета на объектах краевой и муниципальной недвижимости, проведение энергетических обследований объектов бюджетной сферы. На энергоаудит планируется израсходовать 70 млн. рублей. Сумма, если соотносить с потребностями, конечно, весьма скромная.
Уже проведено энергообследование трех пилотных объектов в Красноярске – школы № 63, детского сада № 265 и 2-й краевой больницы. После чего в зданиях провели соответствующие работы, например, поставили теплосберегающие пластиковые окна, выполнили ремонт межпанельных швов, заменили светильники с лампами накаливания на энергосберегающие. В денежном выражении экономия составила почти 2 млн. рублей.
Впрочем, по мнению заместителя директора Красноярского ЦНТИ Максима Гуревича, далеко не всегда энергосберегающие мероприятия приводят к экономии.
В соответствии с программой к 2012 году все энергоресурсы в Красноярском крае должны учитываться на 100% от потребности. Но можно ли сказать, что механизм воплощения этого в реальность отработан детально и не даст сбоев?
Мария КУЗНЕЦОВА
Понятие «Энергосервисный договор» было введено в 19 статье 5 главы Федерального закона № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».
Главная цель энергосервисного договора – повышение энергоэффективности объекта. Законом предусмотрен привлекательный для заказчика способ оплаты таких услуг: размер вознаграждения исполнителя равен сумме средств, сэкономленных в результате проведения энергосберегающих мероприятий. И только после их осуществления производится оплата. Причем, если запланированное по договору снижение объема потребления энергоресурсов не происходит, исполнитель не вправе претендовать на вознаграждение.
Кроме того, потребитель вправе остановить свой выбор на оптимальном варианте энергосберегающих мероприятий в соответствии с имеющимися у него возможностями. Никто не запрещает сделать пробный шаг и оценить полученные результаты, прежде чем приступить к масштабным действиям. Начать можно с малого, в сферах, где экономия будет наиболее заметна. Например, заменив систему освещения на более или повысив теплозащиту ограждающих конструкций, дверей и окон.