Рано или поздно это случится, но когда именно, никто не решается дать прогноз.
Чтобы помнили Микрорайон Пашенный как жилой массив обязан своему появлению промышленным предприятиям. Именно для того, чтобы поселить рабочих поближе к заводам, здесь были построены первые дома из выпускаемой на них же продукции – из бревен. Сейчас это не более чем история, о которой напоминают лишь названия улиц – Судостроительная, Корабельная, Лесников, Графитная, Литейная, Складская… Теперь, когда многие предприятия закрылись, а оставшиеся существенно сократились, ехать сюда некому и незачем. Да и неудобно: район-«аппендикс» отграничен от левобережья Енисеем, от правобережья – Транссибом.
Самое интересное, что «медвежий угол», где на побережье, не умолкая, свистит ветер и гнездятся утки, а в озерах плещется рыба, находится в непосредственной близости от центра города. Достаточно взять на острове Отдыха правее и буквально за 7 минут окажешься на Пашенном (если, конечно, Ярыгинский проезд не перекрыт в связи с проведением какого-нибудь очередного турнира).
В современных условиях, когда престижность жилья далеко не в последнюю очередь зависит от близости к центру, это большой плюс. Второе преимущество – наличие земельного ресурса. Достаточно избавиться от остатков промышленных предприятий и деревянных «пионеров» жилищного строительства, немного потеснить уток, подсыпав берега Абаканской протоки и озер, и образуются сотни гектаров территории, пригодной для застройки.
Не удивительно, что несколько лет назад, на пике жилищного ажиотажа, застройщики вплотную заинтересовались этим районом. Начали точечно, а затем разработали проекты целых комплексов жилых домов.
28 января городская администрация решила привлечь внимание общественности к перспективной стройплощадке. Что послужило информационным поводом для приглашения журналистов, так и осталось за кадром – это не сдача очередного дома, не корректировка генплана, не увеличение финансирования. Наверное, просто чтобы помнили.
Все идет по плану
Вадим Пирогов, главный архитектор Красноярска, сообщил, что все идет по плану. А планы грандиозные. Это порядка 150 га жилой застройки (на 15 тыс. жителей), 7 школ и 11 детских садов, крупные спортивно-оздоровительный и торгово-развлекательный комплексы, а также более 100 га зеленой зоны, включающей в себя три облагороженных озера.
Из всей промзоны планируется оставить только грузовой речной порт и лесоперерабатывающее предприятие железной дороги. При этом в микрорайоне находится еще два действующих предприятия – судоверфь и графитовая фабрика. Их планируется постепенно вынести за городскую черту.
Но главное – это строительство четвертого автомобильного моста через Енисей, который соединит Октябрьский и Свердловский районы. Когда его построят, попасть на Пашенный можно будет с улицы Волочаевской, которая находится на левом берегу в районе Николаевки, и выехать из него на трассу М-53 (некоторое время назад велась речь о проколе под Транссибом). Проект моста вместе с подходами к нему — эстакадами, путепроводом, многоуровневыми развязками, другими сооружениями начал разрабатываться в 2007 году и сейчас готов отправиться на госэкспертизу.
Проезд через остров Отдыха собираются расширить сначала до четырех, а впоследствии до шести полос движения. Существует и проект продолжения улицы Гладкова вдоль береговой линии до железнодорожного моста. Отношение к нему неоднозначное. Вадим Пирогов считает, что Енисей – тоже очень значимое преимущество жилого микрорайона, поэтому план застройки включает в себя так называемые «прострелы» – выходы на набережную, чтобы красноярцы могли там гулять и отдыхать. Создание же автомагистрали может снизить привлекательность набережной в глазах жителей.
С другой стороны, фирма «Культбытстрой» при разработке проекта жилого комплекса «Утиный плес» ориентировалась на первоначальный план. В связи с этим у всех домов по улице Карамзина, выходящих на Енисей, три из которых уже введены в эксплуатацию, а остальные начаты, первые два этажа отведены под офисы. Сейчас, пока дороги нет, эти помещения не востребованы. Как сложится их судьба, неясно, ведь такое количество деловой недвижимости как-то не вяжется с концепцией набережной как зоны отдыха.
С поправкой на кризис
Сейчас проект застройки Пашенного реализован примерно на треть. Эта треть приходится, как несложно догадаться, на жилье. Проекты новых транспортных схем разработаны лишь частично, отстает и инженерная инфраструктура. Так, по словам Владимира Лихошвая, руководителя администрации Свердловского района, серьезным сдерживающим фактором в развитии микрорайона является отсутствие резерва мощности по водообеспечению и водоотведению. «В прошлом году мэр Красноярска поставил задачу завершить реконструкцию канализационно-насосной станции № 4, – говорит он. – Но в связи с кризисом проблема решается медленно. Построена только первая часть водонапорного самоточного коллектора, что дало возможность ввести в эксплуатацию дома № 9 и 11 по улице Карамзина».
Социальная инфраструктура тоже не на высоте. В частности, в микрорайоне отсутствует поликлиника для взрослых. Владимир Лихошвай считает, что затянули решение проблемы сами жильцы – никто не хотел, чтобы поликлиника была рядом с их домом. Прийти к консенсусу удалось только после проведения многочисленных сходов. Сейчас место выбрано, и идет ремонт встроенно-пристроенного помещения, в котором к началу июля должно открыться поликлиническое отделение.
Кроме того, департаментом архитектуры и градостроительства города зарезервирован участок под строительство более крупного, отдельно стоящего поликлинического комплекса. Почему-то сразу запланировать этот важный социальный объект не получилось, и не было бы у жителей Пашенного счастья, да несчастье помогло. Компания «Версия-1», которая начала было проектировать жилой дом на месте бывшей автостоянки, отказалась от своего замысла. Теперь есть хотя бы где строить поликлинику. Осталось найти средства.
Про то, какие выделяются средства на реализацию проекта, чиновники не сообщили. Единственное, о чем упомянул Владимир Лихошвай, это о 70 квартирах, которые город предоставляет району для переселения людей из домов, идущих под снос. Впрочем, в Свердловском районе ветхое жилье есть не только на Пашенном, а кого именно собираются переселять, глава района не уточнил. При этом одно лишь строительство четвертого моста требует сноса нескольких десятков объектов, как жилых, так и всевозможных складских помещений, расположенных в Свердловском районе и Николаевке. Спортивно-оздоровительный и торгово-развлекательный комплекс будут построены на месте бывших предприятий. Освобождение территорий для строительства жилья должны вести сами застройщики. И они, в основном, ведут, хотя дыхание кризиса почувствовал, наверное, каждый из них.
К примеру, откладывается дебют Союза товаропроизводителей и предпринимателей Красноярского края в качестве заказчика строительства. Организация еще не заявила об отказе от своих намерений намыть грунт вокруг дамбы и построить там жилой район «Белые росы», но реализацию проекта приостановила до лучших времен. Что же касается матерых игроков рынка, то у них все идет, хоть и с поправкой на кризис, более-менее по плану.
Вадим Пирогов,
главный архитектор Красноярска:
– На правом берегу находится много промышленных предприятий, которые достаточно серьезно влияют на экологию города и здоровье проживающих в нем людей. Главная задача, которая постоянно присутствует в генплане Красноярска, – вынос предприятий за городскую черту. Поэтому районам правобережья, в том числе Свердловскому, уделяется большое внимание.
Владимир Лихошвай,
руководитель администрации Свердловского района:
– Со строительством четвертого моста и новых развязок Свердловский район обретет второе рождение. Он перестанет быть тупиковым, получит выходы на все направления: Дивногорск, трассу М-53, Коммунальный мост. По розе ветров район благоприятен для комфортного проживания граждан. Сегодня в нем около 53 тыс. жителей, с вводом в эксплуатацию новостроек на Пашенном население увеличится до 70 тысяч.
Дмитрий Будюкин,
начальник строительного управления фирмы «Культбытстрой»:
– «Утиный плес» – комплексный проект, начинался с разработки генплана территории, много раз подвергался корректировке. Здесь предусмотрены достаточно большие объемы нежилых помещений, и они не все востребованы на сегодняшний день. Проектировали в более хорошие времена и, учитывая, что пространство позволяет, отвели первые два этажа домов по береговой линии под офисы. Оценивали перспективу в комплексе, исходя из того, что здесь должна располагаться крупная автодорога, а в русле Абаканской протоки планировалось построить еще один комплекс «Белые росы».