Красноярский форум важен региону не только в имиджевых целях. Но складывается впечатление, что программа мероприятия основана на неверном посыле.
И это не удивительно. Как отметил профессор Колумбийского университета, лауреат Нобелевской премии Д. Стиглиц, главная проблема современной экономической политики в том, что виновники происходящих финансово-экономических потрясений сохранили свои посты и продолжают руководствоваться провалившимися моделями управления.
Напомню, сначала нас долго уверяли, что Россия – тихая гавань, которую спад не коснется. Потом, практически без всякого временного перехода, стали утверждать, что проблемный период закончился и мы уже в фазе подъема. К месту вспоминается анекдот про кризис, который, пролетая над Америкой, восхитился:
О! Здесь хорошо я поработал!
Мимо Европы:
Тут я тоже отлично отметился!
Над Россией:
– Ничего себе… А кто это здесь без меня так постарался?
Действительно, неэффективное и вдобавок коррумпированное управление разрушает страну хуже любого циклического спада, даже объединенного с глобальным структурным кризисом, который, отметим, ничуть не закончился. Просто определилась базовая траектория, по которой он будет дальше развиваться. Но на самом деле это очень важное изменение ситуации, значимое явление, и конкретно о нем можно и нужно поговорить обстоятельно.
Более подробно об общих причинах событий и возможных последствиях мы уже писали в номерах № 383 («Кошелек или жизнь»), № 393 («Швейцарский Давос и русский авось») и других, здесь возвращаться к вопросам, поднятым в этих статьях, не будем.
Оценивая сегодняшнее положение, отметим, что в начале февраля в Сингапуре глава МВФ (Международного валютного фонда) Д. Стросс-Кан высказался почти в панических тонах, отметив возвращение докризисных дисбалансов в мировую экономику. Практически то же самое он повторил неделей позже в своей штаб-квартире в Вашингтоне. Что не удивительно, поскольку спрос в своей основе не сбалансирован, а лишь подправлен ростом госрасходов, а следовательно, эмиссией. Она, в свою очередь, спровоцировала общемировую инфляцию, вздорожали продовольствие и энергоресурсы, в наиболее проблемных странах начались бунты.
Дальнейшее развитие ситуации на том же не сходящем с первых новостных полос арабском Востоке может привести к войнам, причем, учитывая мощный конфессиональный фактор и наличие внешних раздражителей в лице приграничных Израиля, иноязычного шиитского Ирана, христианских Южного Судана и Эфиопии, не только гражданским. И не только в этом регионе.
«Люди, принимающие решения в США, явно не имеют представления, что делать, это может закончиться катастрофой». (Нобелевский лауреат по экономике Джозеф Стиглиц)
Последние события подтвердили, что вызвавшая общепланетную инфляцию эмиссия главной мировой валюты будет продолжаться во все возрастающих масштабах. В январе 2011 г. в письме к конгрессу министр финансов США Т. Гарднер запросил очередное увеличение лимита госдолга страны ориентировочно на триллион долларов. При этом отметил, что отказ вызовет банкротство государства, так как: «Тогда не останется никаких юридических и разумных мер, чтобы создать дополнительное пространство под лимитом заимствований, и Соединенные Штаты должны будут объявить дефолт по своим обязательствам». То есть признают себя банкротом.
Недавно госдолг США уже преодолел рекордный потолок в 14 трлн. и за счет только процентных обязательств продолжает расти на миллиард долларов ежедневно. И это при дефиците более чем в треть от бюджета страны! Не лучше ситуация с заимствованиями частными, муниципальными и большинства штатов, включая такие узловые, как Калифорния, дефицитом соцфондов и так далее. Совокупная задолженность непроизводственной сферы страны приближается к полутора сотням триллионов долларов, только проценты по обслуживанию – триллион в квартал.
На счетах Америки очень приличная сумма. Только есть один минус. В начале суммы.
Аналитики из Market Ticker прокомментировали это так: «Если вы поднимаете долговой потолок и позволите такого сорта дефициту существовать еще в течение года, максимум двух, вы просто вставите ствол дробовика в рот нации и нажмете спусковой крючок. Выстрел, и экономическая и политическая система страны разбрызгана по стене». Но либо дальнейшее раздувание долга, либо банкротство – иных вариантов нет. Последний номер американского издания SHTF Plan уже призывает соотечественников «предпринять шаги, чтобы подготовиться к государственному дефолту и полному обесцениванию доллара США. Скоро мы или не сможем выполнить наши долговые обязательства, или кредиторы, наконец, положат предел нашему бесконтрольному заимствованию».
Проблемы Америки и доллара неминуемо отразятся на мировой экономике и нашей стране. Потому главный постулат устроителей Красноярского форума – об окончании кризиса – посчитаем исключительно показателем адекватности понимания ими происходящих процессов. Или свидетельством того, что на их жизни происходящее ну никаким образом не сказалось.
По отношению к спаду население делится на две части: большинство, которое испытывает все трудности, и меньшинство, которое испытывает все трудности на большинстве.
Мы всегда мечтали достичь сравнимого с американским уровня потребления. Конечно, теперь, подобно председателю оргкомитета Красноярского форума министру финансов РФ А. Кудрину, можно порадоваться тому, что скоро у них будет так же плохо, как у нас («Строитель» № 393, «Эх, дороги…»). Но мудрая поговорка говорит: пока толстый сохнет, тонкий сдохнет. И в нашем положении лучше подумать о своих перспективах, тем более что они у нас тоже не блестящие. Для начала отметим, что мировой рост цен неминуемо будет разгонять и российские показатели.
Сидят рубль, евро, юань и йена. Японка видит доллар, вскакивает, бежит к нему. Юань шипит вслед: «Дура! От бакса же наверняка инфляцию подцепишь!»
А если в ситуации общемирового спада на фоне удорожания продовольствия резко снизится спрос на углеводороды, мы окажемся в положении середины 80-х или конца 90-х годов. С тех пор наши две главные беды – дороги, по которым нас ведут не самые умные и порядочные люди, и зависимости – от экспорта сырья, в первую очередь нефти и газа, с одной стороны, и от импорта продуктов питания – с другой, не только не преодолены, но все более усугубляются. В результате эта петля может так перехлестнуть шею российских бюджетов и населения, что вполне возможен выбор между сценариями 1917 и 1991 годов. То есть кардинальная смена парадигмы развития страны и отстранение правящей элиты в варианте бескровном (как было двадцать лет назад) или через гражданские беспорядки, если иначе не получится.
Вот последней траектории развития совсем не хочется. Но для того чтобы это предотвратить, нужно оценивать события адекватно. А не как в классической песенке с припевом: «Все хорошо, прекрасная маркиза». Когда выяснилось, что все хорошо, только умерла кобыла, сгорел дом, семья разорилась, да и маркиз застрелился.
Тем более что шансы избежать самый негативный сценарий у нас есть, несмотря на позицию скептиков, утверждающих, что в России возможны только два пути – наихудший и маловероятный. Генеральный директор группы «Развитие» В. Кухарский отметил: «Крах одних национальных экономик может содействовать выживанию других», и он совершенно прав. Еще более определенно о новых трендах, необходимых для того, чтобы пережить тяжелый период, высказался руководитель компании «ФинЭкспертиза Консалтинг» Д. Шустерняк: «Страны будут более активно и агрессивно отстаивать свою экономическую политику, политику в области национальных валют, в области поддержки отечественных промышленных и сельскохозяйственных производителей». То есть базовой моделью поведения ответственных перед своими народами правительств должно стать собственное благополучие, а не ставшая самоцелью интеграция в мировое сообщество, означающая в условиях спада взваливание на свои плечи основной ноши кризиса, вина за который, отметим, лежит отнюдь не на России.
Спад достиг дна. Но не остановился, а стал копать.
Подчеркнем, на первом, уже происходящем этапе эмиссионного сценария развития продолжающегося кризиса наша страна является несомненным его бенефициантом. Поскольку рост цен на наш экспорт (углеводороды, металлы, иное сырье) значительно опережает удорожание импорта – за исключением разве что продовольственной составляющей.
Но вместо того, чтобы вкладываться в современное импортозамещающее производство, развивать самодостаточный агрокомплекс, зарабатываемые за счет общероссийских сырьевых ресурсов финансы большей частью тратятся олигархами на покупку зарубежных баскетбольных и футбольных клубов, строительство яхт, приобретение недвижимости за рубежом. Или омертвляются в валютных резервах Центробанка, чем дальше, тем больше обесценивающихся – с уже реальной перспективой дефолта главного должника и все увеличивающимся риском обвальной девальвации доллара. И все это на фоне ускоряющейся деградации национальных территорий и депопуляции страны.
В период кризиса брошенные на произвол судьбы массы чаще всего поддерживают своим спросом ликероводочную промышленность.
Увы, в принципе, устраивающий Россию первый этап достаточно быстро закончится, поскольку эмиссия приведет к ускорению инфляции, которая неминуемо станет разрушать мировую экономику и существующую международную кооперацию, балансируя производство к падающему спросу. Это означает снижение востребованности в нашем сырье, притом что на продукты питания цены продолжат расти.
И к этому периоду, который неминуемо и очень скоро наступит, желательно иметь максимальную автономность по продовольственному обеспечению, а также обеспечить развитие на своей территории наиболее значимых технологий.
Во время кризиса рост отмечается только на бирже труда.
То есть необходима грамотная (и иная, чем сейчас) финансовая, монетарная, налоговая политика. Ориентация на развитие внутреннего рынка, в первую очередь, за счет собственного же производства. А также кардинальное и очень жесткое решение взаимосвязанных вопросов эффективности управления и нашей всеохватывающей коррупции.
С технологической стороны наиболее просто решается последняя проблема. Достаточно ввести, как это принято в нормальных странах, презумпцию налоговой виновности. То есть обязательство собственника доказывать, что принадлежащее ему имущество приобретено на легальные средства, с которых уплачены налоги. Но реально это означает проблемы для большинства российских высокопоставленных чиновников, которые, как показывает практика, вдобавок тесно повязаны дружескими, деловыми, а зачастую и семейными отношениями. Известный экономист М. Делягин вообще считает коррупцию основой существующего в нашей стране строя.
Потому без ответа на последнем Давосском форуме остался призыв генерального директора инвестфонда Hermitage Capital Билла Браудера к вице-премьеру Игорю Шувалову: «Я был крупнейшим инвестором в России, я пожаловался на коррупцию, в итоге меня вышвырнули из страны, милиция обыскала офис, забрала документы, моего юриста замучили и убили в тюрьме. Люди, которые виноваты в смерти Магнитского, были награждены. Что убережет других инвесторов от повторения моего опыта работы в России?»
Уверен, в Красноярском крае ситуация отнюдь не лучше. И все это ставит под сомнение любые, даже самые благие намерения и программы. Что толку в заявленном курсе на модернизацию, если – с учетом неизбежного воровства – любые проекты заранее экономически не окупятся?
Конечно, предлагаемые к обсуждению на форуме темы – энергоэффективные и экологичные здания, умное освещение, индустрия здоровья, модернизация высшей школы и так далее – выглядят очень симпатично. За саму реализацию идеи Красноярского экономического форума, на который постоянно приезжают российские политики и бизнесмены первой величины, искреннее спасибо экс-губернатору А. Хлопонину.
Будем надеяться, что это мероприятие не ограничится простой говорильней, или хотя бы будут обсуждаться действительно значимые проблемы. С оглядкой на последний долгосрочный прогноз для России Standard and Poor’s, где нам обещается ряд серьезнейших проблем, включая сокращение численности населения до 116 млн. человек. А также с реальным учетом ситуации в мировой экономике.
Дополнительно: С. Егишьянц (worldcrisis.ru/), положение на товарных рынках в первую декаду февраля:
– Цена нефти Brent превысила 103 доллара за баррель – это максимум с сентября 2008 года, сорт WTI сподобился лишь на рывок к отметке 93. Новые вершины изобразили все промышленные металлы, кроме палладия – но тот и так недавно рос вертикально. Драгметаллы, поняв, что эмиссия продолжается, снова направились на север – давно пора. На продовольственном рынке прошлая неделя выделилась даже на фоне прошлых накатов – решительно все зерновые (пшеница, рис, кукуруза), кормовые (овес, соевый шрот) и масличные (соя, рапс) культуры показали новые максимумы. То же проделали растительное масло, молоко и свинина, лишь говядина взяла небольшую паузу; свежие пики установили сахар, какао, кофе и хлопок – причем рост цены последнего был особенно активным. Таким образом, основания для новых беспорядков, протестов и волн насилия продолжают формироваться – спасибо Бернанке!
Примечание. Бернанке – глава ФРС (аналог Центробанка) США.