Статистика производственного травматизма на предприятиях строительной отрасли края все больше напоминает сводки потерь военного времени. По данным Государственной инспекции труда, в 2011 году у строителей уже произошло 20 несчастных случаев на производстве, имевших тяжелые последствия.
– Динамика травматизма по краю за последние три года отрицательная. Число несчастных случаев, в том числе со смертельных исходом, растет. В 2009 году на предприятиях края погибли 67 человек, в 2010 – уже 74. Более 50% несчастных случаев в строительной отрасли происходит в результате падения с высоты, – объясняет начальник отдела Государственной инспекции труда Иван БОРДЮГОВ. – Один из факторов риска – башенные краны. В марте прошлого года произошло падение башенного крана QTZ-125В (китайского производства) с машинистом ООО ПСК «Омега» И.В. Комашко. При выполнении работ по монтажу плиты перекрытия технического этажа жилого дома № 10-11 в микрорайоне Северном кран упал на проезжую часть улицы 9 Мая. Основная причина – конструктивные недостатки и недостаточная надежность крана. Падение было вызвано разрывом дефектных высокопрочных болтов крепления основания крана. При проверке выяснилось, что они имели неметаллические включения, что не могло не отразиться на их механических свойствах.
Если говорить о кранах китайского производства, то в Красноярском крае они используются достаточно широко, между тем качество их и надежность оставляют желать лучшего. Прочностные характеристики отечественных выше. В целом же приходится констатировать, что значительная доля парка изношена, техническое состояние кранов стало намного хуже. Раньше обслуживанием кранов занималась в крае специализированная организация. Сегодня многие владельцы частных фирм имеют краны и отдают их в аренду. В этой ситуации отслеживать техническое состояние машин сложно, в результате много нарушений.
Немаловажный фактор – грамотность людей, которые обслуживают краны, их подготовленность. В марте этого года был травматический случай со смертельным исходом на строительной площадке ООО «Авангард». Рассматривая причины, почему это произошло, в первую очередь нужно говорить о грубых нарушениях при производстве пусконаладочных работ. Был допущен перегруз крана на определенном вылете. Итог трагичен. Три человека, машинист крана ООО «Авангард» и два слесаря – работники ООО «Сибирьтехнострой», погибли. Это заставляет задуматься о ситуации в отрасли.
Анализ несчастных случаев позволяет сделать вывод, что основными их причинами, наряду с недостатками в содержании рабочих мест и эксплуатации неисправных машин, механизмов и оборудования, являются неудовлетворительная организация производства работ, недостатки в проведении подготовки работников по охране труда. Кроме этого, необходимо говорить о нарушениях трудового распорядка и дисциплины труда.
Не всегда и не везде у нас соблюдается режим рабочего времени. Люди работают и по 14 часов, и больше. 18 человек в 2010 году умерли на рабочих местах – это не травматические случаи. Среди них люди, которые не достигли пенсионного возраста. Проверки Государственной инспекции труда показывают, что на предприятиях строительной отрасли не организовано за счет средств работодателя проведение обязательных медицинских осмотров. Обстановка может быть охарактеризована как очень напряженная, тяжелая. Ее надо менять в корне. Это должно быть заботой и работодателей, и профсоюза, и иных общественных институтов. Иначе с проблемой не справиться.
«В среднем по России износ промышленного оборудования составляет 80%, при среднем сроке эксплуатации 18-20 лет он достигает 40-50 лет».