Великий поэт, воспевший «просвещенья дух», был романтиком. Когда начинаешь разбираться в сути происходящего, не все новации оказываются столь уж чудными. А зачастую выясняется, что это вообще не открытия, а в новой упаковочке клиенту пытаются продать давно известный продукт, порой весьма залежалый. И рекламируемая «модернизация» на самом деле коснулась лишь названия да цены. Особенно это касается строительных товаров и методик.
Многовековой, а то и тысячелетний опыт доказал экологичность традиционных минеральных материалов. Глинистых, известковых, силикатных. Отработаны и доведены до совершенства связанные с ними строительные технологии. То же самое касается природной органики, начиная с той, из которой был построен первый дом. То есть древесины.
А вот с большинством новых стройматериалов, эффективность которых обеспечивает органика синтетического происхождения, все не так просто. Зачастую они существенно ускоряют и удешевляют строительство, обеспечивают возможность оригинальных дизайнерских решений, но не все их физико-химические и токсикологические характеристики в необходимой мере изучены.
К примеру, практически по всем полимерным композициям химическая стойкость и устойчивостью к старению окончательно так и не определена. Так, по домам в несъемной опалубке из пенополистирола и монолитным строениям с пенополистирольным утеплителем внутри стен срок эксплуатации заявляется от 50 лет до века. Но это результат модельных опытов по ускоренным методикам с сомнительной корректностью. Органических полимерных материалов с таким сроком эксплуатации просто нет. Полистирол впервые синтезирован полвека назад, а для строительства начал использоваться лишь в конце XX века.
На Западе полимеры используются в основном в домах с небольшим (до четверти века) сроком эксплуатации. При этом у нас синтетические материалы стоят дороже, чем у них, а натуральные – дешевле. Потому для России по определению более естественным представляется строительство с использованием дерева, кирпича, бетона.
В целом материал стен – наиболее консервативный элемент технологии. Многочисленные иностранные новшества, нацеленные на сокращение издержек и сроков строительства, не годятся для России и, тем более, Сибири. Скорее всего, они хороши только для не имеющих резких перепадов температуры США и Центральной Европы. Отметим, что северные страны Скандинавии, как и Канада, тоже предпочитают классическую древесину. У них, как и у нас, материалы, широко используемые в Средиземноморье или Калифорнии, приводят к большим затратам на эксплуатацию зданий.
Кроме того, мы отличаемся менталитетом. У них основная часть населения меняет жилье много раз, в основном из-за переезда к месту новой работы. Деньги в этом случае вкладываются не в стены, а в наполнение квартиры. Здания, как правило, не ставятся на глубокий фундамент, быстро возводятся и так же легко сносятся. Все происходит словно «на бегу». У нас же принято строить «семейные гнезда» на несколько поколений. Потому по-прежнему основное внимание россиян нацелено на дома из традиционных материалов.
Мало неопределенности с реальным сроком эксплуатации, показателями теплосбережения, сомнительной с точки зрения обеспечения личной безопасности и надежности стен, которые можно пробить несколькими ударами лома или кувалды. Но уже доказана экологическая опасность фенолформальдегидных смол, весьма широко применяющихся в новых стройматериалах. Эти смолы – неотъемлемая составная часть плит OSB и их аналогов, отечественных ДСП, используемых в производстве сэндвич-панелей из двух слоев OSB и внутренних пенополистирольных плит. Конечно, одно дело, когда потенциально опасный материал эксплуатируется как наружный утеплитель. Другое – если оказывается внутри жилого помещения. В любом случае, обеспечить абсолютную безопасность вряд ли удастся. В домах, построенных, к примеру, с использованием пенополистирола, появляется фактор хронической токсичности, которая действует малыми дозами – ниже ПДК, но постоянно и круглосуточно. И так – в течение десятилетий.
ПОДДЕЛКИ И ОБМАНКИ
Для выполнения интерьерных и фасадных работ, а то и для несущих конструкций зачастую предлагают использовать постоянно расширяющийся список материалов, имитирующих «классику» (кирпич, гранит, черепицу, древесину). Понятно, что ввести в заблуждение этим можно только людей неискушенных да на расстоянии. Большая часть россиян относится к таким ухищрениям с иронией, подобно главной героине известного романа.
Но коли есть спрос, есть и предложение. Подчеркнем, что имитационные материалы в период презентационного «гона» предлагаются покупателям по ценам, многократно превышающим их себестоимость. Так, отделочные штукатурки на основе минеральной крошки и акрилового связующего при появлении на рынке стоили до $100 за упаковку, сейчас цена упала в 2,5 раза при сохранении высокой рентабельности производства. То же самое касается других псевдоновинок. Продавцы и производители интенсивно ищут новые потребительские ниши для удержания денежных потоков в период снижения платежеспособности потребителей. И пытаются подогреть рынок, предлагая незнакомые названия товаров с декларируемыми якобы новыми характеристиками, а иногда просто фантастическими потребительскими свойствами. С учетом состояния дел в сертификации и стандартизации абсолютно обоснованно не опасаясь скорых разоблачений.
Покупателю сложно разобраться в этом вале рекламных предложений, и потому он зачастую приобретает то, что мог купить гораздо дешевле, а иногда под новым наименованием получает, по сути, давно знакомый продукт. Так, изобретенный еще в XIX веке гипсокартон возвращается десятками «свежих» брендов, на деле не меняясь в своей основе.
ЧТО ИМЕЕМ, НЕ ХРАНИМ
Печально, что этот вал фальшивок погребает под собой действительно прорывные отечественные технологии. Скажем, система «Элевит», в свое время опережавшая западные аналоги чуть ли не на четверть века, получила золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе, а на «Экспо-2005» в Японии была представлена в качестве самого передового из того, что Россия имеет показать миру на рубеже тысячелетий. Еще бы, первоначально она разрабатывалась для строительства зданий вне Земли.
В основе «Элевита» лежит использование легких дерево-металлических конструкций. Дом не требует фундамента, в случае паводков и наводнений всплывает, а обработка биоогнезащитным препаратом позволяет ему не гореть в огне. Здания выдерживают землетрясения до девяти баллов по Рихтеру. При 85% заводской готовности дом строится за неделю, а теплоизоляция стен такова, что комната может согреваться от тепла лампочки. Причем система выполнена из натуральных экологически чистых материалов, стойки и балки соединяются на винтах.
– Это уникальная стоечно-балочная система, – утверждает директор ООО «АДМ» Алексей Мякота. – Легко собирается и разбирается, может быть запакетирована, вывезена и смонтирована в любом месте. Стоит чуть изменить модули, разработать другие пространственные узлы, типологии, каркасы, и мы получим массу новых конструктивных возможностей. От пространственной структуры до оболочек, способных отражать любую самую современную архитектуру. Мы совместно с СФУ работаем над компьютерной программой, в которой можно будет моментально обсчитать любой проект. Мы получаем уникальный системный продукт на основе отечественных разработок.
Да только когда в нашей стране были востребованы умельцы да Левши? Потому они уезжают за рубеж, работают на благо западных корпораций, получая в том числе и Нобелевские премии, а у нас нанотехнологиями ставят руководить человека, проведшего приватизацию и реформировавшего энергетику так, что неизвестно, когда страна сможет после этаких модернизаций восстановиться.
Впрочем, собранного предками огромного наследия – земель, леса, газа, металлов еще много. Только за счет проедания этого пока и живем.